Не перестаю изумляться, если не сказать больше, реакции и действиям всевозможных властей в нашей области по поводу обострившихся этой зимой, как никогда, проблем с
теплоснабжением городов и поселков региона.
Понятно, что отсутствие достаточного тепла в домах и учреждениях из проблемы экономической и технической очень быстро становится проблемой политической, особенно в выборный год. И именно поэтому на прошедшей неделе власти и надзорные органы были по-прежнему озабочены сакраментальными вопросами на тему «недотопов»: во-первых, кто виноват и, во-вторых, что делать.
Правительство области в лице профильного министерства энергетики и ЖКХ, в попытках в ручном режиме разрешать кризис поставок топлива, привычно сосредоточилось на первом вопросе. В дополнение к ранее объявленным «негодяям» - тепловикам - виновными в бардаке с теплоснабжением на подведомственных территориях были признаны и муниципальные власти, которые, мол, вместо того чтобы «ноги стоптать до колен» (очевидно, в поисках того самого топлива), пишут обращения в министерство и губернатору и сидят - ждут у моря погоды. На «ковер» в министерство были вызваны отдельные руководители муниципалитетов, в частности, наиболее активный в последнее время автор и исполнитель обращений и открытых писем губернатору и прокурорам мэр г. Полярные Зори Н.Н. Голдобин. Г-ну Голдобину в министерстве предъявили и вполне конкретные претензии: мол, деньги на сети при подготовке к отопительному сезону давали, а сетей-то у муниципалитета и нет. А еще письма пишете! И, между прочим, по 190 Федеральному закону «О теплоснабжении» мэрия и должна организовывать теплоснабжение, а область вообще только в режиме ЧС помогает. Аналогичные претензии руководителям Умбы, Кандалакши, Полярных Зорь и Оленегорска предъявила и прокуратура в своих представлениях, обязав руководителей муниципалитетов организовать нормальное теплоснабжение, создать нормативные запасы топлива и т.д. и т.п.
И действительно, не только по прошлогоднему «новому» 190-ФЗ «О теплоснабжении», но и по давно действующему 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» ответственность за организацию теплоснабжения, как и электро-, и водоснабжения, в населенных пунктах лежит на органах местного само-управления. Мне вот лично на это еще прошлым летом на заседании Правительства Мурманской области указал губернатор Д.В. Дмитриенко, когда я пытался сказать, что, мол, область должна нам - энергосбытовым компаниям - 1,2 млрд руб. по долгам предприятий тепло- и водоснабжения. И, что самое интересное, он был прав! По крайней мере, формально. Почему министр энергетики и ЖКХ и прокуратура об этом вспомнили только сегодня - для меня загадка. Почему все это время с начала отопительного сезона, при решении вопросов о подаче тепла в города и поселки области без погашения огромных накопленных долгов и соответствующих гарантий муниципальных бюджетов по оплате текущего потребления, ответственными назначались исключительно энергоснабжающие организации, а функции муниципалитетов сводились к получению денег на подготовку к отопительному сезону и ремонту сетей, которых у них по факту и не оказалось, для меня тоже загадка. Нет, забыл, в начале отопительного сезона на планерках регионального Минэнерго и ЖКХ на муниципалитеты возлагалась обязанность срочного обращения в прокуратуру с целью заставить энергоснабжающие организации подавать энергию в города и поселки без оплаты.
Ну, вообще-то я рад, что министерство энергетики и ЖКХ, наконец, вспомнило, о чем говорил губернатор прошлым летом, и решило, что пора работать и по законодательству, а не только по понятиям. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но вот само по себе это «вспоминание», к сожалению, ничего не дает. Как не дают и представления прокуратуры в адрес мэров с требованием восстановить нормальную температуру и обеспечить нормативные запасы топлива на котельных. Потому как, чтобы это исполнить, по крайней мере, в отношении мазутных и угольных котельных, нужны деньги. И немалые. А денег в достаточном количестве нет ни у первых виноватых - поставщиков тепла, ни у вторых - муниципалитетов. Их нет в значительной мере потому, что в энергоснабжении Мурманской области есть глобальная проблема, которая называется коротко и емко - тарифные дисбалансы. Но о ней почему-то молчат на публике главные ньюсмейкеры этой темы, заявления и комментарии которых мы наблюдали всю прошлую неделю в новостях.
Так как в области это, похоже, все еще тайна, то попробую коротко напомнить ее суть: тарифные дисбалансы - это когда в смежных отраслях, занимающихся производством, поставками и распределением энергоресурсов в самых разных формах и видах - тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии и топлива, - существуют разные условия хозяйствования и ценообразования. В одних - таких, как топливные поставки и снабжение электроэнергией, - в значительной степени царит свободный рынок, причем рынок по-нашему, по-российски специфический: крайне монополизированный и непрозрачный и, как следствие, с непредсказуемыми, но стабильно высокими ценами и искусственными дефицитами. В других - таких, как теплоснабжение и водоснабжение и, частично, ЖКХ, безраздельно господствует государственное регулирование, причем тоже абсолютно непрозрачное и бюрократическое, ориентированное не на развитие отраслей и их модернизацию, а на махровый популизм. И вот когда эти смежные отрасли начинают взаимодействовать между собой, а это, вообще говоря, их обычное состояние, тогда и получается «гремучая смесь», которая привела нашу область на грань коллапса в теплоснабжении. Иначе и быть не может: ведь поставщики тепла вынуждены покупать первичные топливные ресурсы - мазут и электроэнергию по монопольно-свободным ценам, а отпускать тепло - по популистским фиксированным тарифам, устанавливаемым вопреки основополагающим принципам законодательства в тарифном регулировании - экономической обоснованности. То же происходит, правда, в меньшей степени, и в водоснабжении. Образуются дисбалансы, без финансирования которых наступает кризис неплатежей. На этом фоне, когда полная оплата поставленной энергии становится объективно невозможной, вирус неплатежей поражает всю систему взаимоотношений в энергоснабжении ЖКХ: они становятся всеобщими и происходят не только из-за вышеуказанных дисбалансов, но и по причине непринятия своевременных тарифных и нормативных решений внутри самого ЖКХ, а также из-за элементарной бесхозяйственности и банального воровства.
Наша область, как ни печально, сегодня находится именно в таком «пораженном» состоянии. И не менее печально то, что об этом официальные власти все еще стесняются сказать вслух. А потому внятного ответа на второй сакраментальный вопрос «что делать?» у нас по-прежнему пока нет. Как, соответственно, нет и финансирования дисбалансов через бюджетную систему. А зачем финансировать-то то, чего как бы и нет. Но от того, что проблему «в упор не видят» при публичном обсуждении на официальном ТВ, она из объективной реальности никуда не исчезает.
Вот в прошлую пятницу вернулся из Москвы с очередного ежемесячного «разбора полетов» по неплатежам гарантирующего поставщика электроэнергии Мурманской области ОАО «Колэнергосбыт» на оптовый рынок. Объяснял перспективы платежей на 2011 год. Они тоже печальны: мы в лидерах по абсолютным показателям долгов, а внятной региональной программы их погашения до сих пор нет. Из 2,4 млрд рублей долгов компании на оптовый рынок 1,6 млрд рублей составляют просроченные долги предприятий тепло- и водоснабжения и организаций ЖКХ. Еще 670 млн рублей - недополученные компанией федеральные средства на субсидирование низких розничных тарифов за последние 4 года, посчитанные и распределенные с такой «недостачей» опять же через Минэнерго и ЖКХ Мурманской области. Темпы роста долгов в ЖКХ Мурманской области - 300-400 млн рублей в год, за последние 5 лет - в 18 раз! Между тем электроэнергия в тепло- и водоснабжении является таким же первичным энергоресурсом, как и мазут, и уголь. Единственное отличие - поставки электроэнергии на котельные и водонапорные станции осуществляются по физическим проводам, а не по железной дороге, и основные поставщики находятся на территории региона. И, честно говоря, именно поэтому, в отличие от мазута и угля, электроэнергия на нужды теплоснабжения все еще поставляется в регион бесперебойно независимо от ее оплаты. Но если уполномоченные и надзорные органы будут и дальше продолжать в основном круговорот бумаг и поиск крайних вместо четкой идентификации проблемы дисбалансов и принятия мер по ее решению, боюсь, что электроэнергия, как и мазут, тоже скоро «кончится», как минимум, в привычном объеме и графике поставки. И тогда останется только жечь эти самые бумаги в буржуйках, но их тепла уж точно на всех не хватит.
Алексей ПРЕСНОВ, президент ООО «КРЭС-Альянс».