Повышение цен на топливо, прогрессирующее с весны, означает неизбежное подорожание всех важнейших продуктов питания и товаров широкого потребления. В большей степени это касается районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, ведь в России - большие расстояния, а потому в себестоимости товаров заложена большая доля транспортных расходов. Что касается Мурманской области, то наш регион страдает, к тому же, ещё и высокой степенью пресловутой мазутозависимости, от которой местное правительство (как нынешнее, так и прежнее) мечтает избавиться, и как можно скорее. А между тем стопроцентная «дочка» госкорпорации «Газпром», уже вкладывающейся в развитие мегапроектов на территории Кольского полуострова, в рамках исполнения «Стратегии-2020» предлагает решить вышеуказанные проблемы несколько иначе. Разрубить гордиев узел, по мнению специалистов, можно путем строительства в Мурманске, на левом берегу Кольского залива, современного нефтеперерабатывающего завода.
Такое предложение в письменном виде ОАО «Газпром» сделало губернатору области Дмитрию Дмитриенко в нынешнем июле. И уже в конце этого месяца состоялась встреча главы комитета по промышленному развитию, экологии и природопользованию Олега Крапивина, министра экономического развития Сергея Агаркова, руководства регионального Министерства имущественных отношений и Министерства строительства и территориального развития с представителями этой госкорпорации. Последние вручили членам правительства Мурманской области Декларацию о намерениях по выбору площадки под будущее строительство.
Сопровождает проект Северная торгово-промышленная палата. Редакция портала обратилась к вице-президенту СТПП Андрею Ильину с просьбой рассказать о нём, насколько это возможно на данной стадии, более подробно.
- По срокам реализации проект строительства НПЗ рассчитан на 2011-2020 годы, - сказал Андрей Эриевич. - Будущий нефтеперерабатывающий завод ориентирован на использование сырья, которое будет добываться на Долгинском, Варандейском, Медынском и Приразломном месторождениях Тимано-Печорской провинции, а также - на Ростовцевском и Новопортовском месторождениях полуострова Ямал. Этот проект был задуман «Газпромом» в разрезе добычи и освоения Россией шельфовых месторождений в целом. И в первую очередь, конечно, таких, как Штокмановское, - для того, чтобы перерабатывать, в том числе, и газовый конденсат. Объёмы, заложенные в проектной документации, рассчитаны на переработку 10 млн тонн сырой нефти в год с возможным расширением и вывода предприятия до мощности в 16 млн тонн в год. По своим показателям это будет самый современный завод на Северо-Западе Европы, там станут использоваться самые новейшие технологические разработки, применяемые в стандартах качества, соответствующие высоким показателям экологической безопасности. В рамках сопровождения этого проекта Северная ТПП стала инициатором встречи членов правительства Мурманской области с представителями «Газпрома», передавшими местным властям Декларацию о намерениях по выбору площадки. Ранее руководство «Газпрома» обратилось к главе нашего региона с просьбой о содействии скорейшему рассмотрению этого вопроса, чтобы не увести его в зиму. Насколько мне известно, это предложение было рассмотрено Дмитрием Владимировичем с большим вниманием, о чем говорит факт создания комиссии по продвижению проекта строительства НПЗ с участием представителей министерств Мурманской области, организации-проектанта, которая сейчас занимается подготовкой инвестиционного предложения, Северной ТПП и «Газпрома».
- Что даёт факт подачи Декларации о намерениях?
- У «дочки» «Газпрома» появилась возможность оперативно начать изыскательские работы, которые сегодня проводятся на левой стороне Кольского залива по выбору площадки в 12 квадратных километров. Там предполагается построить три объекта: собственно НПЗ, товарно-сырьевую базу и объект морского порта - терминал, с которого нефтепродукты будут отправляться в Европу.
- Почему «Газпром» заинтересован в том, чтобы строить нефтеперерабатывающий завод именно в нашем регионе?
- Прежде всего, его привлекает стратегическое расположение Мурманской области. Во-вторых, развитие тех проектов, что сегодня наслуху, в том числе разработка Штокмановского и Приразломного месторождений. Продукты добычи будут переваливаться в первую очередь через Мурманские терминалы и портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ), которая сегодня уже определена не в качестве предложений и пожеланий, а является результатом подписанного постановления правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 800 «О создании на территории Мурманской области портовой особой экономической зоны».
- Кто сейчас перерабатывает нефть с названных вами месторождений, которую планируется использовать в качестве сырья для ещё непостроенного НПЗ?
- Практически вся она уходит без переработки на мировые нефтяные сырьевые рынки. Сегодня в РФ складывается очень негативная ситуация, когда существующих перерабатывающих мощностей не хватает, чтобы обеспечить потребности страны в продуктах нефтепереработки. Районы, удалённые от центров расположения НПЗ, страдают в первую очередь, им недостаточно тех объёмов, которые завозятся. Отсюда складываются нехватка по продажам и высокий уровень цен продуктов нефтепереработки. «Газпром» - государственная корпорация, для того, чтобы решить сегодня вопросы стратегической безопасности региона, она и собирается построить здесь нефтеперерабатывающий завод. В светлых нефтепродуктах нуждаются Северный флот, армейские подразделения, автопредприятия и, конечно же, автолюбители, число которых год от года неуклонно увеличивается.
Одна из серьёзных бед в российской энергетике - это высокая стоимость мазутной составляющей, которая тянет за собой высокие энергетические тарифы. Это в большой степени касается и Мурманской области. Переработка сырой нефти на месте будет способствовать тому, что ряд котельных, возможно, и не придётся переводить на другие виды топлива. Мазутозависимость в первую очередь складывается в тех регионах, где нет развитой структуры нефтепереработки. Огромную долю в тарифе составляет доставка мазута. Если бы на территории региона работал НПЗ, стоимость горючего, я уверен, была бы меньше на 35-40%.
- Эксперты утверждают, что все действующие на территории нашей страны нефтеперерабатывающие заводы - очень старые, и начинать строить новые - с нуля, да ещё по современным стандартам - дорого, вложенные инвестиции будут окупаться очень долго. «Газпром» затеял такой грандиозный проект на территории, уже напичканной производственными объектами, да ещё на неё накладываются перспективы развития мегапроектов МТУ и Штокмана. Вы верите, что НПЗ здесь будет построен?
- Безусловно. Те средства, которые уже «Газпромом» затрачены на осуществление данного проекта, говорят сами за себя. Это не просто проработка намерений, а глубокая проработка данных. Проектанты успели просчитать укрупнённые инвестиционные показатели - во сколько обойдётся строительство НПЗ в Мурманской области, и сроки окупаемости проекта. Раз подана Декларация о намерениях, значит, по затратам и срокам госкорпорацию всё устраивает. «Газпром» хочет получить ответ: правительство региона готово предоставить площадку под строительство, или есть сомнения, связанные с экологией, новыми направлениями, которые местные власти готовы рассматривать в качестве альтернативы?
- И тем не менее сохраняется вопрос скептиков: стоит ли строить НПЗ в столь большом промышленном, да к тому же ещё и тупиковом, районе?
- Стоит, иначе в ближайшее время страна попадет в серьёзную зависимость от нехватки продуктов нефтепереработки. По прогнозу, в 2012 году несбалансированность по этому виду продукции, потребляемой внутренним рынком, может составить до 60%. И что, мы начнём покупать их на внешнем рынке? Перед «Газпромом», как госкорпорацией, правительство РФ и поставило задачу: рассмотреть возможные площадки под строительство НПЗ. Кроме Кольского полуострова сегодня также рассматривается возможность строительства нефтеперерабатывающего завода в Приморье, где тоже не хватает нефтепродуктов, их приходится завозить издалека.
- Правительство Мурманской области уже сказало «да» строительству завода, или такой ответ ожидается после проведения изыскательских работ?
- Власти региона высказали представителям «Газпрома» обеспокоенность ситуацией с нефтепродуктами, складывающейся на внутреннем рынке, из-за их недостаточности и высокой цены. Правительство области давно изыскивало возможность по инвестированию в этом направлении, поиску партнёров по строительству нефтеперерабатывающего завода. Рассматривались различные варианты, но в прежние годы ни одного подходящего не нашлось.
- Я правильно понимаю: «Газпром» взял на себя риски по подготовке инвестиционного обоснования и провёл в нашем регионе соответствующие исследования по строительству? И если бы полученные варианты расчетов его не устроили, то отказался бы от этой затеи?
- Совершенно верно. Рассматривалось 12 возможных площадок под строительство: в Лиинахамари, Териберке, в центре Кольского полуострова и т.д. Остановились на Мурманске, где более сбалансированная площадка. Здесь сыграли также свою роль перевалка нефти, которая осуществляется уже более 10 лет, Штокман, с его ресурсной составляющей, близость к месторождениям Ямала и Тимано-Печорской провинции. Предполагается задействовать на работах, связанных со строительством и переработкой на НПЗ, дальнейшим расширением производства, более 1 тысячи 800 человек. В перспективе завод будет рассчитан не только на выпуск продукции нефтеперегонки, но и производство продуктов нефтехимии. Это всё требовало внимательного подхода к выбору площадки, которая сформировалась на основании серьёзных инвестиционных расчетов.
- Кто собственник земли под строительство? С ним не будет проблем?
- Кольский район, который в силу больших проблем по бюджетонаполняемости будет заинтересован в том, чтобы на его землях появилось мощное предприятие с огромными налоговыми отчислениями.
- Как вы думаете, население не выразит недовольство по поводу промышленной скученности на левом берегу Кольского залива?
- Практикой доказано, что там, где существуют подобные точки роста, создаётся развитая инфраструктура, крепкая «социалка». Энергетические узлы очень хорошо скомпонованы, развиты, что даёт мощный толчок комплексному развитию промышленности. Наличие НПЗ благотворно скажется и на работе особой портовой экономической зоны. Кстати, как я уже сказал, «Газпром» изначально не рассматривал завод в качестве производства на территории ПОЭЗ.
- Кадры будут привлекаться из Мурманской области?
- Кадровый вопрос тоже обсуждался на встрече с представителями правительства региона. «Газпром» заинтересован в подготовке кадров для промышленности на месте, причем не только инженеров, а в большей степени специалистов среднего звена, рабочих. С удовлетворением рассматривается вариант организации здесь профильных школ по подготовке рабочих кадров. Для развития новых направлений промышленности больше всего сегодня подходят техникумы, колледжи. Среднее звено, на взгляд «Газпрома», - самый необходимый институт в подготовке специалистов, потому что в стране хронически не хватает мастеров, бригадиров. Самый подготовленный персонал на объекты госкорпорации приходит не из Москвы и Петербурга, а из Башкирии, Омской области - тех периферийных мест, где есть действующее производство. О подготовке специалистов нужно думать уже сегодня, говорят в «Газпроме».
- Сколько времени могут продлиться изыскательские работы на площадке под строительство?
- Месяца 3-4. Значит, можем продолжить разговор на эту тему ближе к зиме.