20.09.11
 

Сергей Родионов: «Мы готовы помочь бизнесу уйти от рисков»

Сергей Родионов: «Мы готовы помочь бизнесу уйти от рисков»

22 сентября в конгресс-отеле «Меридиан» пройдет областная налоговая конференция, организаторами которой выступают Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области и Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области. О целях конференции и общем положении дел в отношениях бизнеса и налоговых органов нам рассказал начальник УФНС России по Мурманской области Сергей Родионов.
- Сергей Викторович, в первую очередь хотелось бы обозначить цели проводимой конференции и задачи, которые перед ней стоят.

- Инициатором данной конференции год назад выступила сторона предпринимателей в лице областного Союза промышленников и предпринимателей. Мы поддержали эту инициативу и сочли ее полезной, поскольку на такой, отчасти, неформальной площадке мы имеем возможность обсудить вопросы налогообложения и налоговой политики. Для бизнеса это, в первую очередь, возможность понять, какой вклад он вносит в формирование бюджета региона и страны в целом. Ведь проводимые на уровне инспекций семинары и консультации специалистов не дают того среза, которого было бы достаточно для понимания текущих процессов в сфере налоговой политики, поскольку на таких мероприятиях, как правило, рассматриваются более узкие, предметные и частные вопросы.
Основная цель конференции состоит в налаживании конструктивного диалога и обмене мнениями по наиболее актуальным вопросам. Нельзя однозначно сказать, что послужило толчком для проведения конференции. Налоговая служба - это та организация, которая контролирует соблюдение налогового законодательства и хочет донести до бизнеса информацию о том, как это лучше сделать. Формат конференции, на мой взгляд, наиболее подходит для разрешения накопившихся проблем.
- Сегодня бизнес весьма неоднозначно относится к различным контролирующим органам. Что делается для выстраивания дружественных отношений с предприятиями?
- Безусловно, сегодня нам часто приходится слышать о так называемом налоговом бремени для бизнеса. Под ним стоит понимать не только размер налоговых обязательств, но и процедуры налогового контроля. Мы прекрасно понимаем, что зачастую именно эти процедуры оказывают наиболее негативное влияние на настроения бизнеса. Претензии налогоплательщиков к налоговикам в масштабах страны известны: это очереди, недостаток благоустроенных помещений и человеческий фактор.
В современных условиях изменения подходов в отношении к налогоплательщикам и налоговому администрированию в целом, когда ФНС переориентирована на выполнение функций сервисной компании и позиционирует себя таковой, взаимоотношения с налогоплательщиками перешли на новый, более качественный уровень. Сегодня можно говорить скорее не о боязни контроля со стороны налоговиков, а о нормальных партнерских взаимоотношениях.
Важным фактором повышения уровня добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств является расширение спектра информационных услуг, оказываемых налоговыми органами.
- О каких сервисах в данном случае можно вести речь?
- В свое время было задекларировано, что налоговая - это клиент-ориентированная система. С этой целью в начале 2000-х годов были разработаны регламенты, стандарты обслуживания налогоплательщиков. Практически во всех инспекциях были созданы операционные залы, чего не было раньше.
Налоговые органы «открыты» и стремятся качественно и эффективно помогать налогоплательщикам уплачивать налоги, контролировать соблюдение налогового законодательства. Особое внимание уделяется упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиками. Решение этой задачи осуществляется за счет информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов. Налоговые органы России, и в их числе налоговые органы области включились в работу по оказанию государственных услуг с использованием единого портала государственных услуг.
Официальный сайт ФНС России стабильно занимает первое место по посещаемости среди сайтов всех государственных органов. На сайте Службы сегодня есть информация по 22 первоочередным услугам. Это достаточно широкий спектр услуг, которые можно получить дистанционно, не посещая налоговые инспекции.
Прежде всего это система представления отчетности в электронном виде по каналам связи, которая открыла качественно новый уровень во взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов. Уже сегодня можно сказать, что более 60 % налогоплательщиков области предоставляют отчетность в электронном виде. Это удобно и бизнесу, и нам, так как ускоряет процедуру сдачи отчетности и последующую работу с этими данными. В числе основных преимуществ системы также доступ организаций и индивидуальных предпринимателей к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.
Физические лица могут узнать сумму задолженности по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, налогу на доходы, воспользовавшись одним из самых востребованных электронных сервисов Интернет-сайта нашей Службы - «Личный кабинет налогоплательщика» по адресу www.nalog.ru . Тут же можно сформировать платежное поручение для уплаты налога в банке. Этой возможностью граждане области активно пользуются: с начала года распечатано почти 26 тысяч платежных документов на сумму 62 млн рублей.
Расширяются возможности онлайн-оплаты налоговых платежей. С 14 июня т.г. работает сервис «Сбербанк-Онл@йн», доступ к которому предоставлен непосредственно из интерфейса сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». С 10 августа налогоплательщики получили возможность оплатить задолженность через КИВИ Банк. Заключено Соглашение о взаимодействии ФНС России и «Газпромбанка». В перспективе услуга по оплате через Интернет будет предоставляться и клиентам других банков.
Если сегодня в «Личном кабинете» можно узнать лишь информацию о задолженности по имущественным налогам физических лиц, то в ближайшем будущем - всю налоговую историю, в том числе исчерпывающую информацию о перечне своего налогооблагаемого имущества, льготах, задолженности и сумме переплаты по каждому виду налогов. Обновленный личный кабинет позволит в режиме онлайн оплатить не только налоговую задолженность, но и начисленные налоги, оформить налоговый вычет и даже сообщить об обнаруженных неточностях.
С марта этого года в Москве проводится эксперимент, предоставляющий возможность физическим лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющим электронную цифровую подпись, направить в налоговые органы документы для государственной регистрации в электронном виде через Интернет. По итогам столичного эксперимента будет принято решение о введении электронной системы регистрации и в нашем регионе.
Мы также активно развиваем сайт Управления. К примеру, через баннер регионального сайта УФНС России по Мурманской области «Узнай свою задолженность» (www.r51.nalog.ru) можно уточнить задолженность по налогам и сразу распечатать платежный документ по оплате долга (вся процедура занимает несколько секунд). В этом году указанным способом налогоплательщиками области распечатано свыше 17 тысяч платежных документов на общую сумму 66 млн рублей.
В регионе также внедрен сервис «SMS-информирования» на мобильные телефоны налогоплательщиков об отсутствии или наличии задолженности по платежам в бюджет. Для получения этой услуги необходимо послать со своего мобильного телефона сообщение на номер +7-921-517-70-80 с номером своего ИНН. С начала года поступило и обработано более тысячи SMS-запросов.
Все большей популярностью среди граждан пользуется обращение в налоговые органы через on-line сервис, расположенный на главной странице нашего регионального сайта, по вопросам налогообложения, государственной регистрации и др. Несомненным удобством пользования сервисом является возможность получения ответа на обращение по адресу электронной почты заявителя.
В ближайшем будущем планируем осуществлять новую практику приема граждан в режиме видео-приема, информация о котором будет размещаться на сайте Управления.
Переходу на более высокие стандарты обслуживания по линии нашего ведомства способствуют также формирование нового мышления сотрудников, вежливое и внимательное отношение к налогоплательщикам как клиентам, минимизация сроков их обслуживания за счет постоянного совершенствования и применения новаций в технологическом цикле налогового администрирования, высококачественное профессиональное обучение и прочее.
В частности, внесены изменения в режим работы налоговых инспекций области: два дня в неделю работа с налогоплательщиками продлена до 20.00, и еще две субботы в месяц объявлены рабочими. В целях удобства налогоплательщиков планируется дооборудовать и оснастить помещения для приема современными информационными средствами: web-камерами, световыми табло, системами управления очередью, звукового информирования.
Дать оценку качеству оказания услуг и выявить «узкие» места в работе инспекций поможет новый сервис - Интернет -анкетирование сайта ФНС России. Сервис построен таким образом, что налогоплательщик оценивает качество обслуживания по нескольким показателям. Может ограничиться только оценкой работы налогового органа, а может объяснить, из чего сложилась эта оценка.
Результаты опроса налогоплательщиков Мурманской области, обратившихся к указанному сервису с момента его запуска, а также ежегодного анкетирования, проводимого нашим Управлением в регионе, показали, что среди мер, которые бы способствовали, по мнению налогоплательщиков, совершенствованию обслуживания, названы в первую очередь, упрощение налоговых деклараций (39%), увеличение количества сотрудников (33%), расширение применения интернет-технологий (22%), проведение более активной разъяснительной работы (6%). В целом 77 процентов респондентов дали положительную оценку качеству услуг и сервисов, оказываемых налоговыми органами области, что соответствует интегральному индексу удовлетворенности налогоплательщиков качеством обслуживания в целом по стране.
Мы надеемся, что перечисленные меры будут способствовать формированию положительного имиджа нашей службы, повысят качество и комфортность обслуживания налогоплательщиков, работа с которыми всегда будет приоритетом в нашей работе.
- Как все это помогло улучшить работу налоговых органов с представителями бизнеса?
- По итогам первого полугодия 2011 года в бюджеты всех уровней от налогоплательщиков Мурманской области поступило 23 517 млн рублей, что на 28% превышает прошлогодние показатели. Рост поступлений к докризисному периоду составил 124%.
В областной бюджет поступления составили 15599 млн  рублей и по сравнению с уровнем I полугодия 2010 года выросли на 30,4%, уровень докризисного января-июня 2008 года превышен на 38%.
Можно с уверенностью констатировать, что с одной стороны, положительная динамика поступлений - это результат восстановления экономики, а с другой - нами сделаны серьезные шаги по повышению эффективности налогового администрирования.
Назову основные. По состоянию на 1 июля удалось сократить совокупную задолженность по всему объему администрируемых ФНС России доходов в сравнении с началом года на 102 млн рублей или на 0,8%, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - на 372,6 млн рублей или на 3,2%. За первое полугодие эффективность на всех стадиях взыскания задолженности в бюджетную систему по обязательствам текущего года превысила плановый показатель на 13,4 процентных пункта и составила 57,4%.
При снижении за 6 месяцев 2011 года количества проверок на 10% возросла в целом эффективность выездного контроля - дополнительные начисления по результатам выездных налоговых проверок увеличились в 2,1 раза, или на 1212,2 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Показатель доначислений на одну результативную проверку в сравнении с прошлым годом вырос в 2,2 раза, - с 5,9 млн рублей до 13,1 млн рублей, а сумма взысканных платежей по результатам выездных налоговых проверок в сравнении с прошлым годом увеличилась на 32,6% и составила 586,3 млн рублей.
Удалось в 2 раза снизить нагрузку на суды благодаря деятельности подразделений досудебного аудита. Это позволяет разрешить спорные моменты с налогоплательщиками и прийти к верному решению без участия судебной системы, что также существенно экономит время, средства и нервы обеих сторон. Соотношение количества дел, рассмотренных в пользу налоговых органов от общего количества вынесенных судебных актов за 6 месяцев текущего года составило 97,8%, что превышает аналогичный прошлогодний показатель.
Эти цифры свидетельствуют о повышении эффективности нашей работы в деле защиты интересов региона и страны в целом.
- Есть ли у сторон, а в частности, у представителей бизнес-сообщества, понимание, что в сложившейся экономической ситуации лучше работать вместе и сообща?
- Безусловно, стоит отметить, что бизнес понимает возложенные на него законом обязательства, в связи с чем у него появляется интерес к работе тех или иных механизмов налоговой политики. Этой цели служат разработанные ФНС России в мае 2007 года Концепция планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые размещены на Интернет-сайте службы, опубликованы в СМИ. С опубликованием критериев создан механизм открытого информирования налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирования отказа от использования незаконных схем и ухода налоговых органов от тотальных проверок в пользу смещения контроля на зоны риска.
Показательно, что все больше налогоплательщиков, пользуясь критериями, оценивают уровень своих налоговых платежей и при необходимости уточняют налоговые обязательства. Уже в первом полугодии этого года сумма обязательств, добровольно уточненных налогоплательщиками области составила 162 млн рублей, уточненных убытков - 302 млн рублей.
У нас хорошо налажена коммуникационная работа с предприятиями. Мало того, что во всех инспекциях области работают операционные залы, где на информационных стендах размещены все необходимые наглядные материалы и справочная информация, там же установлены гостевые компьютеры и работают специалисты, которые проводят консультации по актуальным вопросам налогового законодательства. Все это, а также материалы по налоговой тематике в различных средствах массовой информации, семинары, свободный доступ к Интернету, телефонная справочная служба дают налогоплательщикам возможность быть в курсе всех событий и изменений в налоговом законодательстве.
Конференция, которая пройдет на этой неделе, также служит примером заинтересованности предпринимателей в понимании всех процессов, происходящих в законодательном поле по части налоговой политики.
- С учетом продолжающихся кризисных явлений, реально было бы сделать некоторые налоговые послабления на период нестабильной экономики?
- Роль налоговых инструментов в преодолении финансового кризиса сегодня чрезвычайно высока.
Только за 2009 год в Налоговый кодекс было внесено порядка 30 поправок: увеличена до 30% амортизационная премия, снижена с 24 до 20% ставка по налогу на прибыль организаций, субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать налоговую ставку по единому налогу при упрощенной системе налогообложения с 15 до 5%. И такой возможностью наш регион воспользовался.
Нельзя не отметить весьма важные для бизнеса поправки, касающиеся заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, согласно которому зачет (возврат) суммы НДС, заявленной к возмещению, осуществляется до завершения камеральной проверки налоговой декларации.
В последние годы проводились меры по совершенствованию специальных налоговых режимов, что позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей и повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения.
Применительно к УСН можно с определенной долей оговорок говорить, что этот режим был введен как альтернативная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, позволяющая существенно экономить средства организации на уплате налогов, предоставляющая возможность сдавать налоговую отчетность в минимальном объеме.
В качестве антикризисной меры в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые привели к расширению возможностей применения упрощенной системы налогообложения. Среди самых значительных мер 2009 года
можно выделить сокращение отчетности, которая предоставляется один раз в год, увеличение предельных размеров доходов, дающих право для перехода на упрощенную систему, а также влекущих утрату этого права, увеличение перечня видов деятельности, которые облагаются в рамках патентной «упрощенки» и другое.
Отдельно можно отметить освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику. Этого решения представители малого и среднего бизнеса ждали не один год: расходы на обслуживание кассовых аппаратов зачастую по величине равны сумме самого ЕНВД, уплачиваемого налогоплательщиками.
Если до 2011 года Налоговый кодекс не содержал норм, напрямую касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, то в нынешнем году были введены две нормы, касающиеся данной категории налогоплательщиков. В частности, главы 23, 25, 26.1 и 26.2 Кодекса были дополнены положениями, в соответствии с которыми средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника.
В результате устранен пробел в законодательстве, из-за которого субсидии малому и среднему бизнесу в ряде случаев подпадали под излишнее налогообложение.
Освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего бизнеса.
В 2011 году также внесены изменения в региональное законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество в части предоставления льгот организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории области, включенные в реестр стратегических инвестиционных проектов Мурманской области.
Учитывая политику государства в отношении малого и среднего бизнеса, работа налоговых органов направлена на снижение налоговой нагрузки данной категории налогоплательщиков. В своей работе мы все больше используем технологии камеральной оценки налоговых рисков, что позволяет увеличить эффективность проверочных мероприятий и подвергать выездным налоговым проверкам все меньшее количество компаний. Поэтому «спецрежимщики» включаются в план налоговых проверок, как правило, только при наличии признаков ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким риском неуплаты налогов в значительных размерах. В результате наблюдается тенденция снижения количества проверок при одновременном росте их эффективности, при этом доля малого бизнеса в проверках составляет менее одного процента от общего количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах области.
- Давайте вернемся к теме конференции. Какие выводы были сделаны по итогам первой конференции, которая прошла в прошлом году?
- По итогам конференции после длительных взаимных консультаций стороны выработали единую резолюцию конференции. Данная резолюция была направлена органам исполнительной и законодательной власти региона, Российский союз промышленников и предпринимателей.
Участники конференции выразили единодушное мнение, что необходимо постепенно обеспечивать более широкое применение электронного документооборота при взаимодействии бизнес-сообщества с налоговыми органами.
В работе конференции мы с предпринимателями сошлись во мнении, что большое значение имеет профилактика и предупреждение налоговых нарушений, а также досудебное урегулирование споров, возникающих между предпринимательским сообществом и налоговыми органами.
Итогом конференции стало обоюдное намерение налоговой службы и Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области подготовить и внести предложения по изменениям в региональное налоговое законодательство в части налоговых льгот для местного бизнеса.
- Какие у вас ожидания от грядущей конференции?
- На конференции я выступлю с докладом об актуальной проблематике налогового законодательства. В частности, остановлюсь на изменениях налогового законодательства в 2011 году и на перспективу, вопросах минимизации налоговых рисков.
Для нас, налоговых органов, ожидания от конференции - систематизировать опыт и получить новые знания для более эффективного налогового администрирования, а значит, более успешного взаимодействия предприятий и налоговых органов, как залог обеспечения доходов федерального и областного бюджетов.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:06Лицензионный лов семги стартовал в Мурманской области [стоимость путевки]

18:18Арт-объект «Живи» с напоминанием о пропавших детях появится в Апатитах

17:41В Мурманске чествовали лучших выпускников

17:05Новые терминалы под Мурманском могут стать альтернативой перевалке СПГ в европейских портах

16:09Сбер: в Мурманской области растет число желающих получить кредит на частное строительство

16:04Продолжение сериала «Король и Шут» снимут в Териберке

15:53Половина кибератак на промпредприятия Мурманской области совершается ночью и в выходные

15:38Не менее 3 военнослужащих из Мурманской области прошли отбор в программу «Время героев»

15:18Работник погиб на ж/д путях в Мурманске, машинисту предъявлено обвинение

14:53Индекс заебурихи: Цены на мурманских ярмарках выросли примерно на 25%

14:02Статья Nord-News отмечена на всероссийском конкурсе «Премия им. Сунгоркина»

13:30Евгения Чибис на лекции в автобусе рассказала о 16 восстановленных родниках Мурманской области

13:18Побег от военкомата обошелся кировчанину 100 тыс. рублей

12:42В Кандалакше отремонтируют более 14 тыс. «квадратов» дорог и тротуаров

12:18На острове Варлама в «Пасвике» начались работы по кольцеванию птиц

12:01Северян приглашают в выходные на уборку «Снежинки»

11:43Мурманские рыбаки предлагают подумать о промысле тюленей и морских ежей

11:00Как оставаться в спортивной форме, когда тебе 85 лет?

Все новости