Осенью нынешнего года исполнилось 10 лет с момента создания Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
За этот небольшой период организация успела сделать многое. Работа по улучшению делового климата продолжается и сейчас, о чём шла речь во время прошедшего недавно в Ульяновске заседания Совета регионов «Опоры России», в котором участвовал председатель мурманского регионального отделения Радик Сафин.
Бизнес-опыт на родине вождя мирового пролетариата
- Ульяновск в качестве принимающей стороны был выбран, можно сказать, по заслугам, - рассказывает Радик Асгатович. - Именно здесь накоплен уникальный опыт, который в итоге было рекомендовано распространить на все регионы.
Местный губернатор недавно назначил регионального руководителя «Опоры России» уполномоченным по делам предпринимателей. Можно сказать, что у малого и среднего бизнеса в Ульяновской области появился свой омбудсмен, или другими словами - официальный лоббист. Почему этот шаг интересен? Потому что назначенный уполномоченный сам является предпринимателем, а задача предпринимателя в отличие от чиновника - получить результат.
По возвращении в Мурманск мы проехались по всей области и убедились, что у нас имеется много скрытых резервов для развития малого и среднего бизнеса. На периферии зачастую просто нет элементарной инфраструктуры. В Ревде, например, на весь посёлок нет ни одного кафе. В Заозёрске нет своей пекарни. Поэтому сейчас мы будем встречаться с руководителями местных градообразующих предприятий, чтобы совместно отыскать эти скрытые резервы для развития предпринимательской деятельности. Вот в Ульяновске наш уполномоченный как раз и занимается решением такого рода вопросов.
По словам Радика Сафина, на заседании активно обсуждались перспективы взаимодействия «Опоры России» с Росреестром, с которым недавно было заключено соглашение об общественном мониторинге услуг этого ведомства.
- Вопрос этот для бизнес-среды немаловажен, - считает Радик Асгатович, - поскольку раньше оценкой земли занимались аккредитованные местными властями специалисты, что зачастую приводило к взвинчиванию цен на земельные участки. Сейчас, по последней информации, этим будут заниматься независимые оценщики, в связи с чем есть надежда на адекватность экспертизы.
- Очень много нареканий было высказано участниками в адрес полиции, - отметил Радик Сафин. - Всех возмущает намеренная волокита, когда от предпринимателей не принимают заявления, тем самым улучшая внутриведомственные показатели. До сих пор применяется практика «замкнутого круга», когда отправленная в высшую инстанцию жалоба на действия какого-то полицейского чина к нему же и возвращается «для реагирования». Также представители регионов практически единодушно сошлись во мнении, что Общественные советы при УМВД являются декоративным органом, и об их эффективной работе пока не может быть речи. В резолюции совещания, кстати, было отмечено, что необходимо проработать на федеральном уровне программу повышения правовой грамотности предпринимателей и предусмотреть на это средства из федерального бюджета.
Хотелось бы также рассказать ещё об одной важной новости. Недавно президент «Опоры России» Сергей Борисов был назначен заместителем главы Сбербанка Германа Грефа. Это назначение связано с тем, что именно Сбербанк должен сыграть сейчас большую роль в упрощении процедуры кредитования малого и среднего бизнеса. Особенные надежды в этом плане возлагаются на так называемые старт-апы, и Сергей Борисов как раз будет курировать это направление.
Электрический стул для бизнеса
- Но отдельная большая тема, - говорит Радик Сафин. - это проблема формирования стоимости электроэнергии.. Либерализация оптового рынка представляет серьёзную угрозу для малого и среднего бизнеса, так как невозможно просчитать бюджет предприятия, не располагая информацией о будущем росте тарифов.
На совещании были оглашены некоторые выводы. В частности, оказалось, что рост тарифа преимущественно происходит на федеральном уровне. Региональная надбавка в среднем по России составляет лишь 14 %. Не решена и проблема перекрёстного субсидирования в тарифах для населения - ситуация, при которой в целях защиты граждан тарифы устанавливаются в пониженном размере.
В Ульяновской области предпринимались меры для снижения тарифов. И оказалось, что достижение уровня роста в 15% было достигнуто практически за счёт регионального фактора. Федеральная составляющая - снижение тарифа на 0,92 копейки/кВтч, в то время как региональная - снижение на 7,36 копейки/кВтч.
В резолюции по этому вопросу были сформулированы предложения «Опоры России», среди которых, например, такое: рассмотреть возможность ограничения роста федерального фактора на уровне 15% по отношению к 2010 году. Для этого необходима корректировка стоимости покупной энергии с оптового рынка к размеру денежных средств, необходимых для финансирования инвестиционных программ. Предлагается также внести изменения в некоторые законодательные акты. В частности - в постановление правительства от 26.01.2006 № 41 в части исключения передачи объектов электросетевого хозяйства номинальным классом напряжения 220 кВт в собственность единой национальной электрической сети либо законодательного закрепления обязательного права передачи объектов единой национальной электрической сети в аренду (применение договора «последней мили»).
- Ситуация с неконтролируемым ростом тарифов на электроэнергию очень тревожит российских предпринимателей, - сказал Радик Сафин, - но мы в «Опоре России» надеемся, что наши усилия помогут не допустить очередного повышения цен.
Это актуально
Для понимания процессов, происходящих в России в области бизнеса, будет полезно знакомство с результатами исследования «Предпринимательский климат в России «Индекс ОПОРЫ 2010-2011», в котором участвовало 6 тысяч респондентов - предпринимателей в основном из производственного сектора из 40 российских регионов.
Самой сложной проблемой оказалась ситуация на рынке труда, который не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих (такая же ситуация наблюдалась и в 2008 году - прогресса в этой части нет).
С приличным отрывом от первой проблемы на втором месте расположился «Общий спад спроса на продукцию в отрасли».
Третье место в ограничении развития бизнеса у «Низкой доступности финансов». Это - одна из ключевых проблем. Причём, чем больше период, на который планируется привлечь заёмные средства, тем меньше вероятность их получить. Доступность венчурного финансирования очень низкая. Подавляющее большинство руководителей компаний заявляют, что в их регионе нереально привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты.
Только 10% компаний заявили, что не наблюдают в своём регионе коррупции. Те, кто «платит» взятки, признаются, что в выручке доля взяток в среднем не превышает 5%.
Также среди основных препятствий для развития бизнеса находятся неразвитая инфраструктура, требования со стороны регулирующих органов, низкая доступность помещений и др.
Тарифы на электроэнергию ограничивают развитие малого и среднего бизнеса. Такая ситуация характерна для большинства - 62% компаний.
Требует отдельного рассмотрения ситуация с налогами. В 2011 году Минфином был разработан законопроект, касающийся реформирования системы ЕНВД и совершенствования патентной системы.
Законопроект, по мнению «Опоры России», нужен и важен, но в нём, во-первых, не нашлось места патенту для самозанятых. По экспертным оценкам, почти 20 миллионов россиян занимаются так называемым «неоформленным» бизнесом, который активно развивается, например, в Интернете. Этим людям нужно дать возможность легализоваться.
Во-вторых, законопроектом предлагается упразднить ЕНВД, хотя это простой в использовании и легко администрируемый спецрежим. Это означает возврат к кассам, усложнение учёта и отчётности, рост количества проверок.
«Опора России» полагает, что ЕНВД нужно сохранить как добровольный режим. Адекватной налоговой альтернативы нет - патент разрешён только индивидуальным предпринимателям. ФНС полностью разделяет эту позицию - последствия будут однозначно негативными и для бизнеса, и для бюджета.
Отрадно видеть, что во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков есть качественные улучшения. По данным исследования, более 70% опрошенных позитивно оценили работу налоговиков. Данные ФНС это подтверждают: число налоговых проверок сокращается.
Предприниматели активно используют он-лайн сервисы на сайте налогового ведомства. С марта этого года запущен процесс регистрации компаний через Интернет - уже зарегистрировано более 300 предприятий и индивидуальных предпринимателей.