Правительство Мурманской области реализует ряд крупных инвестиционных проектов, которые в настоящее время находятся в разных стадиях готовности. О том, как региону удается привлекать инвесторов, выстраивать программы их поддержки, о специфике ведения бизнеса на Севере, а также о готовности Заполярья к зиме в интервью «Интерфаксу» рассказал губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.
- Дмитрий Владимирович, инвестиционная привлекательность региона названа руководителями страны одними из основных критериев оценки эффективности губернаторов. Как строится работа с инвесторами в Мурманской области?
- Наша команда решает задачу повышения инвестиционной привлекательности региона два с половиной года. Срок немалый, однако, системная работа в этом направлении только выстраивается. Могу с уверенностью сказать, что сделан серьезный задел, но суммарный эффект от проектов будет виден не сразу, поскольку они долгосрочные.
Исторически Мурманская область была государственным проектом, поэтому говорить о конкуренции довольно сложно. Так что инвестиционная привлекательность северных регионов, в том числе Кольского Заполярья, имеет свои особенности, которые приходится обязательно просчитывать каждому потенциальному инвестору. Прежде всего, это суровые климатические условия, предполагающие дополнительные затраты. Чего стоит, например, то обстоятельство, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска, которые почти вдвое длиннее стандартных. Расходы выше средних предусматривает и продолжительный отопительный сезон. Эти и другие факторы являются определяющими при выстраивании стратегии по привлечению инвестиций.
Наша инвестиционная стратегия такова: привлечь в Мурманскую область крупные, системообразующие компании с большими проектами. Это должны быть государственные проекты или проекты наших крупнейших частных компаний. Другого не дано, ведь устойчиво реализовывать стратегические инвестиционные проекты при северной специфике может только крупный капитал. А уже в связке с ними в регионе естественным образом формируется сопутствующий бизнес, обслуживающий эти крупные проекты - такой как, например, перевозка сотрудников, организация питания, ремонтные мастерские. Только таким образом можно добиться существенного мультипликативного эффекта.
Поэтому перед нами стоит задача - с одной стороны, работать с инвесторами, заинтересованными в участии в таких крупных проектах, и с другой - всячески стимулировать развитие связанного с ним малого и среднего бизнеса на территории региона.
В этом направлении уже довольно много сделано. Мы планируем, что в текущем году объем инвестиций в основной капитал составит 45,5 млрд рублей. Это на 30 % больше, чем в прошлом году. В следующем году мы планируем рост еще на 16 %.
Сейчас мы буквально вынашиваем целый ряд больших проектов, которые идут параллельно - это сопровождение освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, развитие кластера добычи и переработки редкоземельных металлов, апатита, а также значительное развитие Мурманского транспортного узла. В центре внимания и очень важная для нас отрасль, которая является нашей гордостью, - рыбоводство. Здесь тоже есть существенные позитивные сдвиги
- Расскажите поподробнее про основные проекты.
- Совсем недавно, в августе, из Мурманска ушла первая уникальная ледостойкая платформа «Приразломная», предназначенная для освоения нефтяного месторождения на шельфе Печерского моря. Достройка платформы завершалась у нас, в Мурманске, поскольку с учетом ее масштабов и осадки это можно было делать только в глубоком и незамерзающем Кольском заливе. К тому же здесь есть необходимые производственные мощности.
Платформа ушла, а имеющиеся у нас мощности и уникальные географические условия, просто грех не использовать. Мы загорелись идеей развивать уже наработанный опыт в ходе проектов по освоению арктического шельфа. Эта платформа ведь не последняя. Запланировано строительство других платформ, которые, как и другая техника и оборудование, потребуют обслуживания, ремонта. Поэтому в наших планах - создание в Мурманске базы снабжения Штокмановского месторождения.
На территории области есть несколько судоремонтных заводов, принадлежащих Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые могут быть перепрофилированы под гражданские цели, в том числе и под этот проект. ОСК уже заявилась на международный конкурс по снабжению Штокмана и вполне может его выиграть. Я очень надеюсь, что до конца года мы узнаем результаты. Этот проект очень важен для нас: если он состоится, в регионе появятся около 5 тысяч новых рабочих мест. Согласитесь, ради таких весомых показателей, за подобные проекты надо браться с утроенной энергией.
- Какие крупные проекты Вы имели в виду, говоря про добычу и переработку минералов?
- Активной стадии достиг такой большой проект как запуск нового горно-обогатительного комбината «Олений ручей» по производству апатитового концентрата на месторождении фосфатного сырья в Кировском районе Мурманской области. Можно сказать, что он не имеет аналогов в России. Причем, первая тонна руды будет добыта уже совсем скоро, 4 ноября. Руда будет добываться и складироваться до открытия перерабатывающей фабрики, ввод в эксплуатацию которой по плану намечен на срок не позднее 13 мая 2013 года.
Этот масштабный проект реализует ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания». Оценка объема инвестиций без строительства железнодорожных подъездных путей около 1 млрд долларов США. И еще 150 млн долларов США - «железнодорожная» составляющая проекта. Планируется, что к 2018 году комбинат будет перерабатывать 6 млн. тонн апатит-нефелиновой руды в год. Его проектная мощность - 1,9 млн тонн апатитового и 1,8 млн тонн нефелинового концентрата в год.
Для Мурманской области проект даст еще плюс - более 4 тысяч рабочих мест. При этом вокруг горно-обогатительного комбината уже сформировался тот самый сервисный бизнес, про который я говорил. В Кировском районе уже нет проблемы безработицы.
Планируется, что начнутся работы и на Ловозерском горно-обогатительном комбинате (п. Ревда, Мурманская область - ИФ). Это производство на базе редкоземельных металлов: ГОК выпускает лопаритовый концентрат, а также особо чистые щелочные металлы, такие как натрий, калий рубидий, цезий и их соединения. Ловозерский ГОК действующий, но его предстоит полностью перевести на новую технологию. Сейчас как раз идет предпроектная подготовка, оценка затрат. В развитии этого проекта заинтересован «Росатом», который потенциально мог бы выступить инвестором, но руководство компании пока не приняло решение.
Еще один крупный и интересный проект в этой отрасли - обновление и расширение мощностей предприятия ООО «Ковдорслюда», где добываются и перерабатываются флогопит и другие минералы на основе слюды. Они используются в целом ряде производств - начиная от радиодеталей, заканчивая стеновыми покрытиями. Наиболее востребован он для производства новых экологичных утеплителей. И весь российский флогопит добываются именно на этом предприятии. Причем, спрос на него на рынке почти вчетверо больше, чем сейчас производит предприятие. Увеличить мощности не позволяет как раз старая технология, которую предприятию предстоит заменить на современную. Объемы производства при этом увеличатся в разы. Для этого требуются значительные капиталовложения. Владелец ООО «Ковдорслюда» прорабатывает вопрос о привлечении долгосрочных инвестиционных средств в развитие предприятия. Первый транш инвестиций в размере 20 млн долларов планируется освоить в 2011-2012 гг.
Большие перспективы мы связываем и с вторичной переработкой отвалов, оставшихся после добычи апатитов, железной руды и получение в процессе редкоземельных металлов. Еще недавно это было невозможно или нерентабельно. Однако новые технологии позволяют сделать вторичную переработку весьма перспективным бизнесом. В нашем регионе есть для этого хорошие возможности: здесь остались миллионы кубов таких отвалов, так называемых хвостов, которые при этом отличает неплохое содержание редкоземельных металлов. Переработка этих хвостов - действительно перспективно: его планируется включить в федеральную целевую программу по производству новых материалов. Возможно, они станут новым направлением деятельности ОАО «Апатит».
- Дмитрий Владимирович, сейчас водитель, который нас подвозил, рассказывал, что в Заполярье развалилось рыбоводство и негде работать. А Вы сказали, что эта отрасль - гордость региона и здесь происходят позитивные сдвиги. Где правда?
- Еще два года назад Ваш собеседник был бы прав. Но с тех пор ситуация в корне поменялась, поэтому говорить про развал - это или лукавство или неосведомленность. Судите сами: например, в посёлок Лиинахамари, где базируются проекты этой отрасли, сейчас даже из Мурманска ездят работать. Там не только востребована рабочая сила, но и платят прилично.
Первый проект, который уже запущен, реализует компания «Балтийский берег» и ее региональное предприятие - «Русский лосось» в Печенегской губе Баренцева моря. С их предприятия в Лиинахамари в этом году уже поставлено 5 тыс. тонн рыбы. Два года назад, при другом собственнике, было меньше 400 тонн - можно сказать, почти ничего не было. «Балтийский берег» купил не в самом хорошем состоянии два местных рыбоводческих хозяйства, объединил их и на этой базе начал фактически с нуля выстраивать бизнес. Компания приобрела специальные живорыбные суда для перевозки рыбы на переработку в Санкт-Петербург, поставила фермы, систему биозащиты от птиц и тюленей, кормораздаточные системы. У предприятия даже есть собственная маленькая подводная лодка. Здесь же они запустили небольшой комбинат по производству тары. Всего в проект инвестируют, по данным компании, порядка 12-15 млрд рублей. Меня радует, что они не считают развитие законченным, планируют дальнейшие капиталовложения.
Проект можно, без преувеличения, назвать весьма амбициозным: «Балтийский берег» рассчитывает довести производство рыбы до 20-25 тыс. тонн лосося в год. Этим перспективы развития рыбной отрасли не ограничены. Так с похожим проектом и сопоставимым объемом инвестиций в регион зашла компания «Русское море». Она взяла в аренду пять бухт и планирует приступить к работе уже в следующем году. Сейчас идет подготовка проекта, набор персонала, закупка и установка оборудования. Причем, работают они с использованием интересной современной технологии. Здесь устанавливаются фермы, каждая из которых на 20-30 садков под 300 тонн рыбы. Предусмотрено специальное судно с кормораздаточной системой, устанавливаются контрольные камеры под водой с системой постоянного автоматического контроля. Планируется, что по этому проекту объемы производства также составят порядка 20 тыс. тонн лосося в год.
Если развитие этих двух проектов будет идти по плану, то, поверьте мне, совсем скоро норвежской рыбы на российском рынке останется очень мало.
На следующем этапе развития этих проектов планируется строительство рыбоперерабатывающих мощностей. Не исключено, это будут совместные проекты «Балтийского берега» и «Русского моря». Сейчас обсуждается, в частности, строительство завода по производству кормов для животноводства и завода по производству смолта. Отрасль не просто реанимируется, она возрождается на базе новых технологий, значительно расширяя горизонты развития.
- Заметен ли какой-то эффект от перечисленных Вами проектов? Стала ли весомее доходная часть областного бюджета?
- Мультипликативный эффект очевиден. Вокруг крупных проектов, таких как, например горно-обогатительный комбинат «Олений ручей», рыбоводческие хозяйства, уже появились малые предприятия: транспорт, общепит, мелкий ремонт вынесены на аутсорсинг.
Областной же бюджет в виде «копеечки» пока не почувствовал значительной отдачи, время еще не пришло. Мы будем получать налог на прибыль, а прибыли у предприятий на этапе инвестирования нет. Но, по мере сдачи объектов и постановки их на учет, по мере начала производства, конечно же, будет происходить увеличение поступлений от налогов на имущество, на прибыль. Мы ожидаем, что эти изменения будут существенными.
А вот муниципальные бюджеты тех районов, где предприятия расположены, уже почувствовали заметную отдачу, поскольку увеличились поступления от НДФЛ. На одном только ГОКе «Олений ручей», например, 2 тысячи новых рабочих мест, и хороший уровень зарплаты.
Самым позитивным эффектом от инвестиционных проектов я считаю снижение безработицы в ранее проблемных районах. Например, на ГОКе «Олений ручей» - 800 из тех 2 тысяч новых рабочих мест заняли жители Кировска и Апатитов. Это относительно небольшие города, и для их жителей такая возможность найти работу очень значима.
Причем, проект только развивается, ведется набор персонала для работы на добыче в «горе». Такая же ситуация и в рамках проекта освоения Штокмановского месторождения. Из Мурманска уже поехала первая группа сотрудников обучаться работе на предприятиях «Сахалин Энерджи», среди них и выпускники наших мурманских вузов.
Новые рабочие места - это не просто стабильность, это уверенность в завтрашнем дне, которую получат жители региона. Скажу больше: например, для проекта по Штокману будет недостаточно местной рабочей силы. Придется приглашать специалистов из других регионов. Благодаря инвестиционным проектам Мурманская область станет привлекательным и комфортным для жизни регионом, в этом и есть главная их ценность.
- Будет ли бюджет этого года выполнен в тех параметрах, в которых запланирован?
- По цифрам региональный бюджет, безусловно, будет выполнен. Не буду хвастаться фантастическим ростом доходов бюджета, поскольку тут еще есть над чем работать. Однако мы провели серьезную работу по оптимизации бюджета, жестко пересмотрели расходные статьи и нашли серьезные возможности для экономии, закрыв ряд «дыр». Рост расходов областного бюджета составляет всего 1,5%, в то время как средний показатель по стране - 12%. Мы на 10% притормозили рост расходов, при этом рост доходов будет примерно на 10%. В целом мы получим результат, который будет выражаться не столько в абсолютных цифрах, сколько в эффективности расходования средств. Следующая задача - наращивать доходную часть, и все предпосылки к этому, как вы уже понимаете, у нас есть.
- Как в регионе развиваются инфраструктурные проекты? Например, чем интересен проект портового транспортного узла?
- Наши инфраструктурные проекты также призваны дать новый импульс развитию региона, повысить его привлекательность, сделать удобным для жизни. Один из таких значимых проектов - «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который реализуется в регионе в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Его реализация будет способствовать повышению конкурентоспособности и дальнейшему развитию портовой инфраструктуры области.
По программе на данный проект в 2010-2015 годах предусмотрен общий объем финансирования 117 391,9 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 50 976 млн рублей, внебюджетных источников - 66 415,9 млн рублей.
В результате его реализации в регионе будет создан действующий круглогодичный глубоководный морской хаб-центр по перевалке навалочных и сыпучих грузов, грузов в контейнерах, а также нефти и нефтепродуктов. Он будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север-Юг».
Приоритетным направлением в реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» выбрано развитие западного берега Кольского залива. В частности, предусмотрено проектирование и строительство угольного и нефтяного терминалов. Их инициаторами и инвесторами выступают соответственно ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ЗАО «Синтез Петролеум».
Для обеспечения работы терминалов в настоящее время ведется проектирование объектов федеральной собственности - прежде всего, нового электрифицированного железнодорожного пути общего пользования от ст. Выходной до ст. Лавна и обустройство акватории Кольского залива.
В текущем году на эти цели предусмотрено в федеральном бюджете 250 млн руб., в 2012 году - 200 млн руб. Срок окончания проектирования - март 2012 года. Непосредственно на строительные работы в 2012 году предусмотрено 286,4 млн руб., в 2013 году - 1 млрд рублей. Плановый срок ввода объектов - 2015 год.
Принимая во внимание, что развитие западного берега напрямую зависит от строительства новой железнодорожной ветки, календарные планы реализации проектов частными инвесторами соответствуют срокам ввода в эксплуатацию данной железной дороги.
Одним из эффективных механизмов по обеспечению благоприятных условий для строительства новых терминалов и производственных мощностей, развитию номенклатуры услуг, предоставляемых в морском порту Мурманск, станет портовая особая экономическая зона. Создание портовой особой экономической зоны позволит снизить затраты на строительство новых терминалов, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшему развитию региона.
- Что происходит в Мурманской области с воздушным портом? Многие регионы всерьез занялись приведением в порядок аэропортов, понимая, что для многих гостей это своего рода лицо региона.
- Для нас модернизация аэропорта - не только вопрос привлекательности региона, но и, прежде всего, вопрос качества жизни мурманчан. Учитывая удаленность Мурманской области, обеспечение воздушного сообщения можно считать жизненно необходимым фактором ее развития.
Кстати, сейчас в регионе отмечен значительный рост числа пассажиров, перевезенных воздушным транспортом. Существенно увеличилось количество международных рейсов, прежде всего, на побережье Средиземного и Красного морей, что говорит об улучшении уровня жизни населения и о повышении деловой активности.
Важность эффективного функционирования аэропорта Мурманска хорошо понимают и на федеральном уровне. Неслучайно аэропорт Мурманск включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
В рамках программы в аэропорту уже завершены работы по реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы, части рулежных дорожек, светосигнального оборудования, трансформаторных подстанций, водосточно-дренажной системы. Реконструкция водосточно-дренажной системы обеспечит эффективный отвод грунтовых и поверхностных вод от искусственной взлетно-посадочной полосы и других искусственных покрытий аэродрома, что станет залогом их долгосрочной эксплуатации.
В целом проведенные мероприятия позволят принимать воздушные суда более высокого класса, чем принимались до этого.
Кроме того, принято решение о передаче автодороги «Автоподъезд к аэропорту Мурманск» из региональной собственности в федеральную. Сейчас проводятся соответствующие согласования. В результате реализации всего комплекса мероприятий воздушные ворота Мурманской области значительно преобразятся.
- В Мурманской области с учетом северной географии готовность к отопительному сезону - сейчас один из самых актуальных вопросов. Какова ситуация в этом году?
- Специфика нашего региона такова, что вопросы, связанные с обеспечением отопительного сезона, требуют самого пристального внимания, фактически это вопрос безопасности жителей. С запасами топлива сейчас у нас все нормально - более 30 тыс. тонн уже отгружено, на подходе еще поставка. По нашим оценкам, с мазутом, а именно это у нас основной вид топлива, сложностей не ожидается.
Проблема скорее в другом: как цена на это топливо стыкуется с тарифами за жилищно-коммунальные услуги. Сейчас в тарифе ЖКУ стоимость мазута учтена в соответствии с той ценой и методикой, которая определена ФСТ (Федеральной службой по тарифам - ИФ). Цена же эта ниже, чем на заводах, отпускающих мазут. Но ведь к ней добавляется еще и стоимость доставки. В результате тарифы не покрывают фактическую стоимость мазута и теплоснабжающие организации обречены на убытки. У нас в регионе только за первое полугодие они достигли полмиллиарда рублей и продолжают накапливаться по объективным, не зависящим от нас причинам. Мы обсуждаем эту проблемы с Министерством финансов - пытаемся искать решение этой проблемы, но пока его, к сожалению, нет.
На мой взгляд, в этом секторе не хватает законодательных рычагов. Существует регулируемый тариф, но его применение зависит от свободного рынка нефтепродуктов, который колеблется, фактически живет своей жизнью. В результате постоянно возникает разница, которая отражается на эффективности деятельности ЖКХ. Из областного бюджета мы такого рода убытки покрывать не имеем права, иначе будет нецелевое расходование бюджетных средств. Компенсация убытков - прерогатива муниципальных бюджетов, однако муниципалитеты не настолько богаты, чтобы это делать. Я считаю, что решать проблему должен федеральный центр - например, с помощью дотаций. Мой аргумент прост и понятен: ведь причиной возникновения таких убытков являются именно решения федерального регулятора, разработанные им тарифы и нормы потребления.
Безусловно, нам самим также необходимо искать пути выхода из ситуации, тем более, что в нынешнем году она беспокоит меня как никогда ранее. Мы приняли программу ухода от мазутозависимости, уже строим котельные на угле, пеллетах и сжиженном пропан-бутане.
Актуальна еще одна проблема. Население сейчас платит за тепло весь год ежемесячно. И участились ситуации, когда управляющие компании, собрав за весну и лето деньги от населения, полученные фактически авансом, накануне отопительного сезона просто пропадают. Наша статистика показывает, что таких порядка 3%. Немного, но неприятностей хватает. Начинается аврал: нужно срочно определить механизм, чтобы принять хозяйство, найти ему замену, а для этого следует провести конкурс, изыскать средства, чтобы помочь компенсировать эти авансы. Именно из-за сложности конкурсных процедур сейчас это серьезная проблема. А зима-то не ждет!
На сегодняшний день отопительный сезон начат в полном объеме и в целом же подготовка к отопительному сезону была проведена по плану. Сейчас еще продолжаются некоторые работы по доводке - по закону после начала отопительного сезона у нас есть 25 дней на приведение в соответствие всех параметров. Как обычно, по ходу запуска систем кое-где выявились слабые места, но главное, что последствия аварий контролируются и ликвидируются. К теплу подключены все объекты, и мы рассчитываем, что зима в регионе пройдет нормально и без серьезных осложнений.