В III квартале текущего года отечественный сегмент интернет-рекламы впервые обошёл печатные средства массовой информации по объёму доходов
Как утверждают специалисты, темпы роста сегмента интернет-рекламы в настоящее время составляют около 50-60%, и данный тренд в ближайшие годы сохранится. Этой теме была посвящена онлайн-конференция «Рекламные доходы рунета: впереди только ТВ», которую традиционно организовала информационная группа «Finam.ru». Собранная статистика показывает, что в III квартале текущего года отечественный сегмент интернет-рекламы впервые обошёл печатные средства массовой информации по объёму доходов.
Убийственная тенденция
«В абсолютных цифрах в прессе доходы от рекламы тоже выросли (за 9 месяцев - на 7% по сравнению с 9 месяцами прошлого года), но слабее, чем в Интернете (57%) и в целом по рынку (25%)», - констатирует Алексей Беляев, руководитель отдела интернет-исследований Аналитического центра «Видео Интернешнл». Вообще объём рекламы в печатной прессе методически сокращается каждый год. Надо отметить, что эта тенденция характерна не только для России, но и для США, отмечает Алексей Романенко, и.о. генерального директора компании «Бегун». Так, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подсчитала, что в третьем квартале 2011 года расходы российских рекламодателей во Всемирной паутине впервые превысили расходы в печатных СМИ. «На рекламу в Интернете было потрачено почти на 2 миллиарда рублей больше. «Убьёт» ли эта тенденция в итоге печатную прессу - не знаю, вряд ли. Очевидно одно - все крупные издательские дома, как российские, так и зарубежные, активно развивают интернет-версии газет и журналов», - отметил эксперт.
В настоящее время рынок интернет-рекламы растёт достаточно быстрыми темпами - по 50-60% в год, и понятно, что такой прогрессирующий рост не может быть вечным, отмечает Николай Шестаков, директор по работе с клиентами компании «Яндекс»: «Конечно, например, лет через пять рынок будет уже насыщен, и темпы увеличения объёмов интернет-рекламы будут более спокойными», - прогнозирует эксперт. В то же время рост количества пользователей Сети так же не будет «резиновым» - в какой-то момент он станет происходить медленнее. Но даже после прекращения роста количества пользователей Интернета будет повышаться их активность - то есть времени, которое они будут проводить в Сети, уверен Борис Овчинников, партнёр исследовательского агентства «Data Insight». «В сочетании же с хорошей динамикой рекламного рынка в целом это может поддерживать темпы роста интернет-рекламы в России на уровне в десятки процентов в год ещё на протяжении долгого времени», - считает аналитик.
На сегодняшний момент, единодушно отмечали эксперты-участники финамовской конференции, сегмент телевизионной рекламы уверенно лидирует на российском рекламном рынке. «Причина лидерства ТВ в России очень проста - три федеральных канала дают широкий охват, особенно в тех социальных группах, где Интернет все ещё не может похвастаться глубоким проникновением (пожилые люди, люди с невысоким достатком, жители городов с населением до 100 тысяч человек), - говорит Николай Шестаков, директор по работе с клиентами компании «Яндекс». - Поэтому для компаний, продающих товары массового спроса (FMCG), ТВ зачастую остаётся единственным способом рассказать о себе целевой аудитории».
В перспективе ближайших четырёх-пяти лет доля сегмента телерекламы вряд ли опустится ниже 45-50% от общего объёма медиарекламного рынка, прогнозирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Эксперт уверен, что на настоящий момент на сегмент Интернета приходится около 15% (если рассматривать первые 9 месяцев 2011 года), но по итогам года, скорее всего, от общего объёма рынка рекламы РФ можно будет увидеть 12-13%. «Полагаю, что к 2016-2017 годам доля сегмента может вырасти до 25-30%» - считает аналитик. А вот задача «догнать и, главное, перегнать» телевидение - более долгосрочная перспектива. «Кроме того, нельзя исключать, что к тому времени в результате интеграции технологий это будет, собственно, один и тот же сегмент», - рассуждает участник конференции.
По сведениям «J&P», веб-ТВ (или платный и бесплатный просмотр видео в Интернете) - один из самых динамичных рынков в медиаиндустрии РФ в целом и во Всемирной паутине в частности. Например, за первую половину 2011 года аудитория интернет-видеопросмотра в России составила 41 миллион человек. При этом в Великобритании и Франции данный показатель достиг около 34 миллионов и 40 миллионов человек соответственно. Лидером в этой области сейчас является Германия - почти 47 миллионов человек. Специалисты сообщают, что у российских пользователей Интернета особой популярностью пользуются непрофессиональный или пиратский контент, но доля просмотра легальных профессиональных ресурсов видеоконтента постоянно растёт.
По данным «J&P», в настоящее время большая часть телепросмотров приходится на эфирные (бесплатные) ТВ-каналы, однако в скором будущем ситуация сильно изменится. Существенно вырастет доля неэфирного ТВ, которая в текущем году уже составила 13% и продолжает активно расти. По мнению специалистов, через 5-6 лет она может вырасти с 13% до 38%, сообщает www.bfm.ru.
Рынок интернет-видео-рекламы в России к 2016 году вырастет в 7,7 раза, до 280 млн долларов, что составит приблизительно 12% всего рынка интернет-рекламы. Об этом свидетельствуют данные компании «J'son & Partners Consulting». В этом году доля рынка интернет-видеорекламы в России может увеличиться до 36 млн долларов с 18 млн долларов в 2010 году.
Летнюю стагнацию пресса преодолела
А в это время рынок рекламы в центральной прессе опроверг пессимистические прогнозы экспертов, продемонстрировав в октябре почти 11-процентный прирост к уровню прошлого года, свидетельствуют данные Аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ). После сентябрьского падения объёмы выручки росли у всех изданий, кроме рекламных.
В октябре 2011 года доходы прессы от рекламы составили 3,783 млрд рублей с НДС или на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитал АЦВИ на основе мониторинга московских и федеральных газет, журналов и приложений к ним, осуществляемого «TNS Media Intelligence». Эксперт отдела исследования прессы АЦВИ Александр Ефремов называет октябрьский прирост «невероятным»: ситуация выправилась, несмотря на крайне пессимистические прогнозы.
Напомним, стагнация рынка началась этим летом: объёмы рекламы в прессе впервые с августа 2010 года начали показывать отрицательную динамику - минус 0,1% в июне и минус 7,3% в июле. В сентябре рынок продемонстрировал падение на 1,5%, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, до 3,038 млрд рублей. Тогда из всех типов изданий ощутимый прирост на 14% показали лишь ежемесячные журналы, их доля в доходах всей прессы от рекламы увеличилась до 40%. Сегмент массовых еженедельных газет просел в сентябре сразу на 11%: важнейшая для него группа рекламодателей - «Медицина, лекарства, БАДы» - уменьшила бюджеты на 7%. С такой оценкой не согласен коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков: по его мнению, III квартал, наоборот, демонстрировал стабильный прирост на 11-13% по всему рынку прессы.
В октябре значительное увеличение сборов показали почти все типы изданий, за исключением рекламных (потеряли 17%, до 416 млн рублей по итогам месяца), считает АЦВИ. Наибольший рост зафиксирован в сегменте ежедневных газет - на 27,9%, до 550 млн рублей. Он не объясняется появлением предвыборной политической рекламы: её объём в октябре оценивается лишь в 1 млн рублей по сравнению с практически нулевым уровнем годом ранее.
Женские журналы прибавили 11,5%, до 817,1 млн рублей, телегиды - 14,8%, до 369,7 млн рублей, массовые еженедельные газеты - 9,6%, до 318,7 млн рублей. В «Комсомольской правде», например, летом и в сентябре падение сборов составляло около 4%, по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, говорит гендиректор одноименного ИД Владимир Сунгоркин. По его словам, октябрьские продажи были успешными и в регионах, где в среднем по итогам десяти месяцев года рекламные сборы выросли на 6-7%.
Положительные тенденции должны сохраниться для большинства печатных изданий до конца текущего года и в первом квартале 2012 года. Рекламные кампании уходящего года - выборы-2011, предрождественнская и новогодняя - пойдут в плюс печатным изданиям. Начало нового года ознаменуется для федеральных печатных изданий рекламной кампанией выборов президента России и праздничными продажами: 23 февраля и 8 марта, - которые тоже должны сохранить или приумножить в суммарных оценках объёмы рекламы в полиграфических изданиях.
Благодетели рекламного рынка
Наиболее резкий прирост среди товарных категорий был в октябре в рекламе мобильных телефонов - сразу на 185%, до 27 млн рублей. С другой стороны, бюджеты на рекламу в прессе услуг сотовой связи сократились на 28%, до 20 млн рублей. Традиционно одна из крупнейших для прессы категорий «Парфюмерия и косметика» в октябре продолжила снижение, сократив бюджеты на 7,4% (в сентябре падение по категории составляло 16%, а в июне - более 20%), до 361 млн рублей, и опустилась с первого на четвёртое место среди товарных сегментов. На первое место вышла реклама одежды, обуви и аксессуаров, прибавившая 32,1%, до 455 млн рублей.