Руководитель Баренцево-Беломорского управления Росрыболовства Валентин Балашов с осени постоянно пропадает в Москве. Может, переезжать собрался, на повышение пошёл, или совсем дела в рыбной отрасли региона плохи стали? С этими вопросами наша редакция и обратилась в Валентину Валентиновичу. Как выяснилось, версии наши не подтвердились - ни первая, ни вторая, ни третья.
- Я езжу в командировки в Москву по воле руководителя Росрыболовства, - пояснил начальник ББТУ. - А задача, которая сегодня стоит передо мной и перед рабочей группой, которую Андрей Анатольевич Крайний создал, назначив меня её руководителем, - развитие нормативно-правовой базы по обеспечению безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота при осуществлении рыболовства в районах промысла.
- Вас назначили руководить рабочей группой потому, что на Северном бассейне такая сложная ситуация с безопасностью мореплавания?
- Скорее наоборот: именно на Северном бассейне работа, связанная с этой темой, ведётся лучше, чем в других рыбопромысловых бассейнах. И судовладельцы, и ББТУ в последние годы уделяют данной теме немало времени, причем в разных формах - от совместных совещаний по улучшению ситуации на рыболовных судах до дискуссий и заседаний в судах. Самая главная наша задача - сохранение жизни российских рыбаков, когда они несут трудовую вахту в море, и обеспечение им достойных условий для работы. Сейчас мы анализируем: в каком состоянии находится рыболовный флот, как подготовлены экипажи для спасения в случае чрезвычайной ситуации, в какой степени оборудованы траулеры аварийно-спасательными средствами. И при этом в стране изданы ещё не все нормативно-правовые акты, которые должны окончательно сформировать систему регулирования и надзора за безопасностью мореплавания. Работа по подготовке нормативно-правовой базы ведётся в агентстве по рыболовству и в рамках рабочей группы с участием представителей почти всех управлений центрального аппарата рыбацкого ведомства. Собираемся каждую вторую неделю месяца, каждую пятницу я отчитываюсь перед руководителем ФАР: на какую инстанцию вышли, какие документы подготовили, что направили на федеральное согласование.
- Считаете ли вы, что недавнее распоряжение Роспотребнадзора по выделению отдельного рабочего места для судового врача, а также по обязательности выдачи лицензий на ведение медицинской деятельности, улучшит ситуацию с безопасностью мореплавания?
- Буквально сегодня я работал с документами МОТ (международной организации труда), которая несколько лет назад приняла Кодекс безопасности рыбака. И выдала рекомендации по поводу того, как должно быть оборудовано судно, каким образом должны учитываться интересы работника в трудовых соглашениях. Некоторые судовладельцы, с моей точки зрения, лукавят. Всё уже давно придумано и прописано международными организациями: и нормы санитарии - вплоть до того, как должны выглядеть матрасы, камбуз, и каким образом должно обеспечиваться медицинское обслуживание на борту.
- Российские рыбопромысловые суда - старые, вряд ли возможно прежними нормами всё предусмотреть.
- Не согласен. Просмотрите цепочку знаковых событий: шахта «Распадская», клуб «Хромая лошадь», теплоход «Булгария». Я не вспоминаю более «мелких» событий, связанных с гибелью людей. Говорю о том, что всё - это звенья одной цепи. Собственники предприятий в погоне за прибылью, в отсутствии требований со стороны государства и профессиональных союзов рыбаков, не считают необходимым тратить деньги на оборудование рабочего места людей, тех, кто работает на их шахтах и пароходах. А зачем? Профсоюзы же не выставляют каких-то жёстких требований, они не объединены. Когда работодатели говорят, что нет денег, то, вы меня извините, я не верю. Если сложить стоимость всех джипов, которые ездят по российским дорогам...
- Но вы же в данной законодательной позиции не сможете вынудить людей отказаться от своих доходов, пусть и сомнительных?
- Просто я хочу напомнить, что рыба является федеральной собственностью. Она принадлежит всему народу, а государство от его имени управляет этой рыбой. Бизнесмены имеют договор с государством на право временного пользования водными биоресурсами. И оно будет требовать с владельцев рыбных компаний соблюдения ими норм охраны труда и безопасности мореплавания. Государство никогда не позволит, чтобы его граждане уходили на работу, как на смерть, чтобы при этом какой-то предприниматель заработал себе денег, чтобы купить лишний бриллиант своей жене. Такого не будет. Эта временная ситуация тянется с 90-х годов, и сейчас идёт натуральная ломка в головах предпринимателей. Как же так: для нас - это очередной побор! Ни о каких поборах речь не идёт. Требуется следующее: купите гидрокостюмы членам экипажа, которые предусмотрены международными нормами. Обеспечьте рыбаков медикаментами. По пальцам можно перечислять фундаментальные требования. У нас есть орган контроля - Морской Регистр судоходства, но он же видит суда только тогда, когда они приходят в российский порт, 1 раз в 5 лет - по плану плюс непредвиденные ситуации. Но в России для регистрации морских судов используют другие международные классификационные общества. Ситуация с рыбаками в России очень специфическая, на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере очень многие траулеры не заходят в российские порты. Их не видят ни технадзор, ни трудовая инспекция, ни санитарно-эпидемиологическая служба.
- На недавнем совещании в областном правительстве губернатор говорил о том, что незаходные суда смогут беспрепятственно заходить в Мурманский морской рыбный порт, когда там заработает ПОЭЗ (портовая особая экономическая зона). Вы возлагаете на это какие-то надежды?
- Это правильное решение, позволяющее российским траулерам заходить в родной порт без боязни, что с них спросят за какие-то грехи. В разрезе нашей беседы - это позволит узнать, как живут на борту члены экипажа, соответствует ли судно санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам охраны труда.
- В феврале 2012 года собирались проводить внеочередную сессию Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Как движутся дела в этом направлении?
- Основной темой этой встречи будет организация рыболовства, точнее - контроль за этим процессом в водах архипелага Шпицберген. В последние два месяца был проведён ряд подготовительных совещаний, где выработали соответствующие рекомендации нашим норвежским коллегам с тем, чтобы мы вернулись в ту добрую и эффективную практику, которую имели до 1998 года. Надо исходить из ситуации сегодняшнего дня, но с учетом 40-летнего опыта. Из четырёх десятков лет - на протяжении 30-ти у нас не возникало никаких противоречий, в том числе и у архипелага Шпицберген. И только последние 5 лет демонстрируют нам позицию, с которой РФ согласиться не может, потому что она граничит с пиратством - захватом судов. Позиция России была достаточно четко высказана министерством иностранных дел РФ в сентябре текущего года, после захвата норвежским БОХР российского траулера «Сапфир-2». Мы будем стараться оценить виды нарушений и подходы к определению степени наказания. Основной принцип, на который опираемся: какие бы нарушения технического характера не допускали рыбаки, находящиеся в море, санкции не должны приводить к прекращению промысла. Необходимо минимизировать аресты. Безусловно, рыбаки могут допускать какие-то нарушения, даже умышленные, но надо правильно их оценить и применить разумную санкцию. Мы исходим из того, что рыбаки, ведущие промысел под российским флагом, находятся под надзором РФ.
- Мы ранее разговаривали с вами по вопросу необходимости исключения из рыбацкого бизнеса так называемых рантье. Когда с ними распростимся?
- Три недели назад проводилось заседание рабочей группы правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу. Вопрос по рантье рассматривался очень тщательно. Большинство участников рабочей группы поддержали точку зрения о том, что нужно изменить учёт вылова водных биоресурсов в пользу тех, кто ведёт промысел на собственных судах. На чужих пароходах можно вылавливать свою квоту, но в промысловую историю объём добычи не пойдёт. Он будет записываться на счёт тех, кому судно принадлежит на правах собственности. Рабочая группа согласилась с этим подходом и станет рекомендовать федеральным органам государственной власти ввести эту норму с 1 января 2013 года. Принципиальных аргументов против рыбаки не представили. В течение 2012 года, я уверен, те рыбопромышленники, которые не смогут содержать свой флот, вынуждены будут продавать свой бизнес, то есть усилится капитализация отрасли. Значит, у компаний появится больше квот, ресурсов, денег, флот будет обновляться, туда придёт молодёжь.