Уже который год подряд, не без помощи прессы, в головы наших сограждан вбивается неизменная мантра, что в России не хватает квалифицированных рабочих кадров. Мол, поэтому у нас во всех отраслях промышленности всё плохо: ничего не строим, не производим, а то, что пытаемся воздвигнуть, разваливается на ходу. Ответа на первый извечный русский вопрос (кто виноват?) уже не ищем - виноваты все и вся, кроме нас. Личная ответственность за происходящее исключается априори. А что делать? Выход тоже найден: приглашаем квалифицированные (и совсем неквалифицированные, по принципу: бери больше, кидай дальше) кадры из-за рубежа.
Свой взгляд на эту проблему - у Григория Шатило, директора Мурманского индустриального лицея.
«Все наши выпускники прошлых лет были важны и востребованы, впрочем, как и сегодня, - утверждает Григорий Шатило. - Рабочих в производстве всегда не хватает, другое дело, что в прежние времена не было проблем с трудоустройством. Мы готовили работников для крупных рыбохозяйственных предприятий, которых насчитывалось в Мурманске не более пяти. В год училище выпускало 400-500 дипломированных специалистов, 50% из них принимало на работу базовое предприятие - Мурманский траловый флот».
«На рабочие профессии большинство ребят идут осознанно, - говорит Григорий Степанович. - В этом году планировали принять 25 сварщиков, но так как желающих оказалось больше, приняли 2 учебные группы - 50 человек».
Директор индустриального лицея считает, что выбор будущей рабочей специальности сегодняшним школьником зависит от того, как поставлена профориентационная работа в общеобразовательном учреждении и там, где он продолжит своё обучение, чтобы встать на жизненный путь. Ежегодно, начиная с января, преподаватели и мастера ездят по школам, привлекая ребят к учебе в индустриальном лицее. При этом важно, чтобы они приходили туда осознанно, с целью получения специальности или базового образования для поступления в вузы по профилю.
«Ошибкой было бы считать, что к нам приходят только дети из малообеспеченных или неблагополучных семей, которым, кроме как в «фабзайку», дороги нет, - комментирует Григорий Шатило. - В каждой группе у нас есть 5-6 «хорошистов» и «отличников», то есть лицеисты получают знания, отрабатывают практику, если не с удовольствием, то с огромным желанием. Плохо, что в нашей стране слабо развито социальное партнёрство в области образования, как это делается в соседних Норвегии и Финляндии. В Скандинавии тщательно проводится прогноз подготовки кадров с участием учебных заведений, институтов труда, общественных организаций работодателей, муниципалитетов в первую очередь. Не менее 10 разных учреждений и организаций принимают участие в составлении такого рода прогнозов. В Финляндии, например, сейчас готовятся к строительству новой атомной станции, а подготовка будущих кадров производится ещё на стадии проектирования АЭС. За рубежом практикуют объединение материально-технической базы ряда близких по профилю учебных учреждений и их преподавательского состава. К примеру, есть головной колледж и 10 отделений в разных городках. В зависимости от потребности учительские кадры могут переходить на временную работу туда, где есть жильё и заказ на подготовку специалистов».
В 2011 году Мурманский индустриальный лицей заключил трёхлетний договор с финскими коллегами о социальном партнёрстве в рамках Северо-Запада России. В нём оговорены вопросы сотрудничества по разным направлениям - это и составление учебных планов, программ, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение, профориентационная работа, обмен студентами и преподавателями.
В Мурманской области, как и по всей России, о социальном партнёрстве в сфере образования говорить сейчас не приходится, потому что в экономике у большинства предприятий нет стабильности. К примеру, у предприятий судоремонта отсутствуют более-менее постоянные заказы. Как они могут принять на работу выпускника, пусть и нужной специальности, если на момент окончания учебного учреждения у СРЗ нет потребности в его работе?
- Им самим приходится свой более-менее постоянный штат сокращать, - отмечает Григорий Степанович. - Раньше компания с норвежским происхождением «Рейнертсен НВР», что на Абрам-Мысе, принимала из индустриального лицея на практику 4-5 человек, а сейчас взяли пока одного. Сегодня у неё нет заказов, почти 150 человек уволили - сварщиков, трубопроводчиков, слесарей. Выиграют следующий аукцион - снова будут набирать персонал либо временно, либо для работы по срочному трудовому договору, контракту. Так же работают и другие малые и средние предприятия. Для крупных мы кадры не готовим, да и таких предприятий в Мурманске практически не осталось совсем. В этом году сложно идёт оформление на морскую практику: капитанам нужны выносливые рыбаки, работающие интенсивно и со знанием дела, а курсанты - слабые и неопытные. Законодательной базы о социальном партнёрстве, как я уже сказал, в нашей стране нет.
- Сегодня много говорится о развитии в Мурманской области мегапроектов Штокмана, МТУ, ПОЭЗ. Почему на этом фоне не наблюдается всплеск заявлений в профессиональные учебные учреждения о приёме на подготовку рабочим специальностям?
- Эти проекты пока ещё только на бумаге, их нет в поле. Как выйдут, работодатели начнут набирать персонал. А наш лицей принять на обучение больше, чем положено по санитарным и лицензионным требованиям, всё равно не сможет.
- Почему на платформе «Приразломная», которая уже в Печорском море, и на «Арктической», которая только встала к причалу 35-го завода в Мурманске, их труд не использовался?
- Кто выиграл тендер, тот и набирает работников. На «Приразломной», насколько мне известно, трудились и мурманчане. Но в большинстве, конечно, использовались вахтовики. Сюда приезжали специалисты из Волгограда, Московской области, Херсона, Астрахани, Находки. Они жили в нашем лицейском общежитии, поэтому я об этом знаю. Известно, что для работы на Штокмановском проекте понадобится более 4-х тысяч сварщиков. Чтобы туда попали и северяне, хотим открыть ещё одну газосварочную мастерскую, центр по аттестации сварщиков, которые бы имели допуск для работы на ответственных участках. Попытаемся сделать это через НАКС - национальный комитет сварщиков в Москве. Провели принципиальные переговоры с компанией «Статойл АСА», в январе 2012 года будем предметно говорить о закупке оборудования, приборов для дефектоскопической лаборатории. Заключили с норвежцами договор на 2 года, в соответствии с которым «Статойл» будет выплачивать стипендию для 10 лучших лицеистов по 2 тысячи рублей в месяц в течение двух лет. Потребуется несколько миллионов рублей на обустройство и открытие аттестационного центра. Нужно будет также работникам пройти специальные курсы и получить разрешения на различные виды аттестации. Без сертификатов работать на объектах Штокмана нельзя.
- Насколько помню, лицей уже давно сотрудничает со скандинавскими коллегами. Это ваша личная инициатива или пожелание вышестоящего руководства?
- И то, и другое одновременно. Есть постоянно пролонгируемые договоры Министерства образования и науки Мурманской области, заключаемые на 3 года, с Финляндией и Норвегией. В соответствии с ними мы уже лет 12, наверное, плодотворно сотрудничаем с норвежскими учебными заведениями Вардё и Хоннигсвога. Получаем гранты и от Баренц-секретариата. С финской стороной действует программа SWOP по обмену студентами и преподавателями. Но здесь особое требование: ребята и преподаватели должны хорошо знать английский язык.
- Вы отслеживаете процент трудоустройства своих выпускников?
- В основном только первые несколько месяцев после окончания лицея. В сферу обслуживания ребята устраиваются на работу без проблем - продавцами, поварами. На морские специальности раньше неплохо брали, сейчас - хуже. Судовладельцы ведь не заявляют в службу занятости, надеются, что работники сами их найдут. Придут уже с опытом и со всеми оформленными морскими документами, которые денег стоят. В последние годы наших юношей, отдавших воинский долг, неплохо принимают на работу в полицию. А тех, кто уже дохлебывает армейскую кашу, зазывают на контрактную службу. В 2011 году дипломы получили 332 выпускника, 178 из них сразу же были призваны в ряды вооруженных сил. А те, кого призвали в ВС до завершения учебы, как правило, возвращаются доучиваться.
- Не хотите назвать организации, которые наиболее часто и охотно берут ваших воспитанников на работу?
- Судоремонтные, их в области, в Мурманске, - около 30-40. В Октябрьском отделении железной дороги принимают станочников, в «Атомфлоте» ждут молодёжь, в Мурманском морском пароходстве, на «35 СРЗ» ОАО «ЦС Звёздочка».
- Как руководитель с огромным опытом работы в общеобразовательной сфере можете дать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вернуть рабочему чувство гордости за свою профессию?»
- На предприятиях нужно создать условия для комфортной работы, включая охрану труда, спецодежду, быт, чистые цеха, современную технику. Надо, чтобы заработали механизмы, прославляющие рабочие профессии, семейные рабочие династии. Зарплата должна быть достойная, которой бы хватало на содержание семьи, хороший отдых. А что ещё человеку надо?