Подходит к концу 2011 год, который был наполнен массой событий, оставивших свой отпечаток на социально-экономическом развитие Российской Федерации. О конкретных финансовых результатах компаний говорить пока рано, тем не менее общие впечатления о том, каким был этот год, что он принёс бизнесу и какую основу создал для 2012 года, уже сложились. Именно об этом нам и рассказал президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев.
- Александр Геннадьевич, каким был этот год для предпринимательского сообщества? С чем мы его заканчиваем?
- На мой взгляд, 2011 год мы заканчиваем в том же тонусе и в том же ритме, что и 2010 год. Результаты, которые компании получают на конец года, в большинстве случаев не соответствуют их ожиданиям и надеждам. Похожую картину мы наблюдали и в прошлом году. Сырьевой сектор экономики чувствует себя, конечно, более уверенно, но остальным сейчас придётся искать какие-то альтернативные способы заработать. Я бы вообще сказал, что главная тенденция завершающегося года - это поиск. Поиск новых направлений деятельности, которые позволили бы компаниям уверенно чувствовать себя на рынке и восполнить потери в основных направлениях деятельности.
Тем не менее, я считаю, что предприниматели будут скорее удовлетворены итогами года. Ведь 2011 год был непростой, трудовой. Я уже не раз говорил, что все кризисные ситуации в экономике являются своего рода катализаторами развития - бизнес вынужден активизироваться и искать новые решения. Те, кто сможет найти эти решения, продолжат работу дальше. Кто не сможет - будут вынуждены покинуть рынок. Это естественный отбор, это конкуренция, и это хорошо. Так что, я думаю, что за прошедший период многие получили возможности к саморазвитию.
Может быть, пока нет тех финансовых результатов, которые хотелось бы видеть, но приятное ощущение от проделанной работы всё же присутствует.
- Какие ключевые события года вы могли бы отметить, которые оказали наибольшее влияние на экономику страны?
- Достаточно вспомнить, с чего начался этот год - повышение ставки страховых взносов. Естественно, это вызывало большие опасения у предпринимателей: что будет дальше, как вести бизнес. Не обошлось без роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. Это тоже не прошло бесследно. Но большинство предприятий смогли преодолеть это. Но главным тормозом развития всё же стали страховые взносы, из-за роста которых многие стали совершенно иначе смотреть на формирование кадрового потенциала.
Но не всё было так плохо в уходящем году. Мне кажется, что двигателем развития стал рост конкуренции, особенно на региональном уровне. Всё дело в начавшейся децентрализации, когда многие региональные компании вынуждены выходить на конкуренцию на федеральный уровень. Это толкает людей к развитию. Это позитивный момент 2011 года.
- Какое, на ваш взгляд, влияние оказали на социально-экономическое развитие страны прошедшие и предстоящие политические события?
- Я бы не сказал, что минувшие выборы оказали или окажут какое-то серьёзное и непосредственное влияние на экономику государства. Тем не менее мы видим, что некоторые изменения в расстановке политических сил произошли. Произошли какие-то изменения в головах у людей... Череда митингов, которые проходят по всей России, весьма показательна: в этом году на акции протеста выходили люди, которые вообще никогда ранее в подобных мероприятиях не участвовали и не собирались.
- На митинге 10 декабря мною был замечен президент Северной торгово-промышленной палаты Мурманской области Анатолий Глушков. Вы о таких людях?
- Да. И, возможно, 10 декабря и я был бы на митинге, но когда всё это происходило, я был в Москве и ехал на такси в аэропорт. Так случилось, что я был сторонним наблюдателем. Но вопрос в другом. Ко всем политическим событиям, которые сегодня происходят, можно относиться по-разному. Вот митинги - с одной стороны, хорошо, люди проснулись, массово консолидировано высказали своё мнение. Но задумывается ли кто-то о том, к чему всё это может привести? Это очень сложный вопрос. Если мы хотим каких-то революций, то зачем? Что делать будем дальше?
Впрочем, мы видим, что власть вынуждена идти на уступки, происходят некоторые подвижки в результатах выборов - соглашаются на пересчёт голосов. Процесс начинает размораживаться. На мой взгляд, это большой плюс, и надеюсь, что некую либерализацию от власти мы всё же получим.
Говорить о том, как это отразится на экономике, пока сложно. Я думаю, что любые политические изменения никогда плодотворно на экономику не влияли. Во всяком случае, на первоначальном этапе. В дальнейшем, при принятии правильных грамотных решений это может привести к развитию экономики. Но в момент выборной поры, в момент всех этих акций, конечно, о росте говорить не приходится. Даже наоборот. Ведь все предвыборные обещания связаны так или иначе с большими расходами на социальную сферу. Но у меня всегда возникает вопрос: «А за счёт каких средств эти обещания будут исполняться?» Здесь приходится в страхе ждать повышения налоговой нагрузки и прочей нагрузки на бизнес. В частности, уже сейчас некоторые эксперты говорят, что рост такой нагрузки мы увидим во втором полугодии 2012 года, когда пройдут президентские выборы.
- Насколько я знаю, вы с настороженностью всегда относились к желанию властей страны вступить во Всемирную торговую организацию. Сейчас об этом можно говорить как о состоявшемся факте. Ваши ожидания и оценки этого долгожданного для некоторых события.
- Вся беда в том, что нам так до сих пор никто и не смог толком целостно нарисовать, что Россия получит от вступления в ВТО. Можно вычленить какие-то части, указать, что конкретно мы получим позитивного. Но смотреть на картину надо в общем.
Главное, что надо понимать - сейчас правительство Российской Федерации будет приводить некоторые части законодательства в соответствии с международными требованиями. В общем - бюрократия. И это не сильно скажется на экономике страны. А вот когда дело дойдёт до непосредственной отмены пошлин, всевозможных преференций, вот тогда мы ощутим на себе все прелести ВТО. С одной стороны, всё это правильно. Если мы хотим работать на международном рынке, то должны учиться конкурировать на равных с иностранными компаниями. С другой стороны, не надо забывать, что у нас в отношении государственных предприятий действует политика протекционизма. Но по правилам ВТО государство не может поддерживать убыточные отрасли. А значит, что целые отрасли нашей экономики окажутся на грани вымирания. У нас под удар первым делом попадёт вся перерабатывающая отрасль. Это очень серьёзные вопросы, которые необходимо решать.
Надо понимать, что и российский потребитель от вступления в ВТО выиграет лишь на первых порах. Возьмём отечественного производителя, который продаёт товар за 3 рубля. Потом на рынок приходит иностранная компания, которая тот же товар продаёт за 2 рубля. Ясно, что таким образом иностранная компания вытеснит отечественного производителя более привлекательной ценой. Но потом, когда импортёр останется на рынке один, он поднимет цену до 4 рублей. Видите сами, что выгода потребителя весьма сомнительна.
Повторюсь, спорных моментов в нашем вступлении в ВТО очень много. Их всех надо должным образом проработать, чтобы не получилось так, что Россия снова останется у разбитого корыта.
- Чего бы вы пожелали своим коллегам по предпринимательскому сообществу в новом 2012 году?
- Главное, чего хотелось бы пожелать в будущем году, это, конечно, удачи, успехов и достойной конкуренции на рынке. Предприниматели должны стремиться к тому, чтобы повышать свою конкурентоспособность, причём, по всем направлениям деятельности. Чем больше будет запас прочности, тем вероятнее предприятие выживет в сегодняшних непростых условиях, при сегодняшних сюрпризах в экономике страны. Так что вам, представители бизнес-сообщества, необходимо нарастить этот запас прочности, чтобы пройти все крутые повороты будущего года.
Но чего точно надо желать всегда, так это удачи. Без неё в этой жизни не бывает ничего. С наступающим вас Новым годом!
ри