Идея создания для малого и среднего бизнеса в российских регионах бесплатной консультационной сети со сложным как для уха, так и для написания названием «Евро инфо корреспондентский центр» пришла в Россию каких-то пару лет назад. За столь короткое время, с подачи федерального Министерства экономического развития, этой сетью уже «опутаны» 44 области, включая нашу. Подробнее о роли ЕИКЦ в предпринимательской жизни рассказывает и отвечает на вопросы редакции «Полярки» и.о. руководителя Мурманского регионального Евро инфо корреспондентского центра Ольга Покровская.
- В конце 80-х годов, когда Европа пришла к мысли о том, что малый и средний бизнес должен развиваться более активно, идей воплощения этого в жизнь было высказано много, - начинает беседу с предыстории Ольга Сергеевна. - «Кто владеет информацией, тот владеет миром», - сказал когда-то Уинстон Черчилль. И действительно, достоверная информация является необходимым условием успеха практически любого дела. Такое умозаключение сделали европейцы и решили создать межнациональную сеть евро инфо корреспондентских центров. Ведь любой бизнес процессе своего становления испытывает потребность в деловом партнере, от правильного и своевременного выбора которого зависит очень многое, в первую очередь - прибыль. Для налаживания сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса не только в Евросоюзе, но и за его пределами, была создана специальная сеть, которая сегодня пустила свои корни и в России. В настоящее время на территории нашей страны продолжают открываться аккредитованные инфоцентры, в том числе и наш, который работает на базе Мурманского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Как подсказывает практика, общее место расположения является абсолютно логичным и оправданным, потому что слово «поддержка» подразумевает оказание и информационной помощи. Основная функция ЕИКЦ - информационное обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в мечтах любого предпринимателя - выпуск экспортно-ориентированной продукции, сопровождаемый выходом на международный рынок. Но очень часто предпринимателям не хватает знаний в области экономики и юриспруденции, как международной, так и российской, и языковой грамотности - я имею в виду незнание или недостаточное знание английского, официального языка делового общения.
- Вы помогаете ориентироваться в конкурентной среде только гражданам нашей страны?
- Получается двустороннее сотрудничество. Прежде всего, Мурманский региональный ЕИКЦ ориентирован на работу с бизнесом, ведущим свою деятельность на территории Кольского полуострова. Люди зарегистрированы здесь в качестве индивидуальных предпринимателей, либо в статусе юридического лица. К нам могут прийти реально работающие представители предпринимательского сообщества или те, кто собирается таковыми стать в ближайшем будущем.
- Откуда они про ваш инфоцентр узнают?
- Мы достаточно активно передвигаемся по городам области, стараемся принимать участие во всех бизнес-семинарах, тематических конференциях, круглых столах. Везде, где есть возможность о себе заявить, выступаем с презентациями. Консультационно-информационная услуга для всех предпринимателей абсолютно бесплатна, потому что деятельность ЕИКЦ финансируется из федерального и регионального бюджетов.
- Что представляет собой головная организация региональных инфоцентров?
- Это структура с аналогичным названием, которая располагается в Москве и объединяет все, имеющиеся на сегодня региональные сети. Основной заказчик нашей деятельности - Министерство экономического развития РФ.
- Вам разрешается оказывать какие-то коммерческие услуги?
- Не зарабатываем ни копейки, только тратим государственные деньги и реализуем собственную инициативу по продвижению своих услуг в свободное от основной работы время. Я сама десятки раз выступала перед предпринимателями с презентацией деятельности инфоцентра. Рассказываю, что они могут прийти за информационной поддержкой лично или можем пообщаться через интернет. Мы поможем клиенту составить профиль - это специально разработанная анкета определенного формата, куда вносится основная информация об организации, которая хочет найти деловых партнеров. Анкета размещается в международной электронной системе, которая является закрытой. Ключи доступа имеют только аккредитованные офисы ЕИКЦ. К примеру: я размещу сейчас анкету фирмы с условным названием «Ромашка», и в режиме он-лайн ее увидят все аккредитованные центры, которых сейчас насчитывается около 400 во всем мире. То есть, инфоцентры ориентированы на сотрудничество не только внутри ЕС, но и вне его. Такой профиль можно оформить удаленно, а можно, придя в офис ЕИКЦ. Разместим его в электронной системе в ожидании обратной реакции. С этого момента и начинается то, что мы называем помощью российских инфоцентров зарубежным предпринимателям.
- Наши предприниматели предлагают какие-то свои возможности, или все-таки хотят воспользоваться чужими товарами и услугами?
- Не все, приходящие в инфоцентр, становятся нашими клиентами. Один хочет что-то уточнить, другой - что-то узнать. Это нормально, любая сфера услуг подразумевает просто интересующихся и тех, кто начинает пользоваться услугой. Примечательно, что тайное желание любого, кто сюда приходит, - найти сказочного инвестора. Эдакого «мистера Твистера» с большим чемоданом денег. Многим, почему-то, кажется, что как только их профиль будет размещен в системе, инвестор придет и скажет: «Возьмите, пожалуйста, мои деньги». Понятно, что это утопия, но люди все равно об этом мечтают. Таких инвесторов, наверное, в принципе быть не может, потому что те, кто занимается бизнесом, ориентированы на получение прибыли и сверхприбыли. Если у бизнесмена есть миллионы, то он мечтает о миллиардах. Это безостановочный процесс, ведь как только он остановится, начнется регресс, и неминуемо банкротство.
- На какие виды бизнеса ориентированы в основном те, кто к вам приходит?
- Местные предприниматели занимаются очень разным: оказанием различных услуг, от парикмахерских до бытовых, есть и те, кто пробует себя в сфере промышленности, аквакультуры и высоких технологий. Большинство, конечно, заняты торговлей.
- Есть мнение, что все проблемы малого бизнеса кроются в отсутствии интереса к производству. У Мурманского ЕИКЦ есть примеры компаний, выпускающих продукцию производственного назначения?
- Наверное, не назову ничего, из ряда вон выходящего. Производят упаковку, которая, кстати, востребована не только в России. В основном закупки идут по линии рыбоперерабатывающей отрасли. Выпускают продукты питания, самые разные. Даже шоколад, который делается вручную. По себестоимости он получается дешевле, чем бельгийский и швейцарский, и по качеству - довольно высокого уровня. Но торговля все равно лидирует, потому что многие, особенно начинающие предприниматели, считают, что это самый быстрый способ получения денег. Правило простое: взял товар по одной цене, продал - по другой. Но есть люди, и среди них много молодых, которые ориентированы на возрождение Мурманской области во всех смыслах этого слова. Очень большой интерес просматривается в последнее время в области туризма.
- Поясните, пожалуйста, подробнее, как работает ваша электронная сеть с размещенными в ней профилями предпринимателей?
- ЕИКЦ - закрытая, чем-то похожая на социальную, сеть в интернете. Там размещаются профили представителей малого и среднего бизнеса с указанием направления деятельности и пожеланиями делового сотрудничества - межрегионального и (или) межнационального, то есть международного. Россия - огромная страна, и иногда нам сложнее установить контакт с Магаданской областью, чем, например, с Финляндией. До 5 стран или до 5 регионов я могу внести в систему по одному профилю, на русском или английском. Мы знаем своих клиентов, их пожелания, и в режиме он-лайн ежедневно отслеживаем, кто появился новый в системе. Обнаружив совпадения интересов (в чем помогает и система тоже), выходим на новые организации, устанавливаем с ними контакт, и выходим на мурманскую фирму. Списываемся, созваниваемся, периодически встречаемся.
- Почему система закрыта? Не проще сделать так, чтобы предприниматели сами общались между собой посредством этой сети?
- Там где завязан бизнес, есть деньги, и всегда найдутся люди со «смекалкой». Никто не гарантирует, что некто не зарегистрируется в сети, как, например, крупный металлопрокатный комбинат, и предложит сотрудничество. Наобещает всяческих благ и под благовидным предлогом постарается вытянуть из предпринимателей денежки. И завтра ему ничто не помешает закрыть свой профиль и зарегистрировать себя в другом профиле, ориентированном, скажем, на сельскохозяйственные предприятия. Чтобы уйти от подобного негатива, система сделана закрытой и авторизованной. Мы гарантируем, что все наши клиенты - реально существующие, не имеют порочной репутации и не находятся в состоянии банкротства. И наоборот - когда мы своим мурманским предприятиям передаем контакты какой-то компании из другого региона или страны, другие инфоцентры гарантируют, что это честные контакты, никто не хочет нажиться на сиюминутных желаниях. Основная наша цель - вывод предпринимателей на соглашения и контракты. Через Мурманский региональный инфоцентр пошли поставки европейского оборудования на местное сельхозпредприятие, которое взяло установку на развитие и увеличило штатную численность своих работников. Ожидается подписание соглашения и по закупкам медицинского оборудования.
На семинаре, прошедшем недавно для региональных офисов в Москве, была затронута тема не вполне корректно понимания сути деятельности инфоцентров. Федеральному центру и регионам хочется, чтобы бюджеты пополнялись, количество рабочих мест увеличивалось и т.д. Но деятельность инфоцентров этого не подразумевает. Если предприниматель заключил с нашей помощью с кем-то контракт, это не значит, что его фирма, условно говоря, можете разрастись до завода или комбината. Никто не должен переориентировать свою деятельность, если этого не хочет. Может даже количество налогов не увеличиться, если соглашение, предположим, было заключено на разработку программного обеспечения. Это не дает мгновенного роста налоговых отчислений, напротив - в течение нескольких лет придется вкладывать дополнительные средства, кредиты. Но уже не одному, а вместе с новым партнером.
На сайте Мурманского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса имеется и наш раздел, который мы к новому году обновили, и с января 2012 года даже те, кто не является клиентом ЕИКЦ, смогут увидеть, в каком направлении предлагается деловое сотрудничество в Мурманской области. Но без указания конкретных контактов. Заинтересованные компании смогут связаться с нами и заключить (бесплатно) договор о размещении своего профиля.
- Каковы критерии оценки вашей деятельности?
- Учитывается количество профилей, причем, размещенных как в системе межрегионального сотрудничества, так и в системе межнационального сотрудничества. Но очевидно, что имеет значение не количество профилей, а их действенность. Помимо этого, деятельность ЕИКЦ оценивают по количеству так называемого выражения интересов - насколько хорошо мы пролоббировали интересы своих клиентов. Третий критерий - количество обработанных запросов. Допустим, в сети размещено энное количество профилей, но ежедневно поступают десятки, а то и сотни предложений от всех остальных инфоцентров. Что касается предложений, то они бывают двух видов, первый - это распространение информации на сайте среди заинтересованных. Второй вариант, когда предприниматели из других регионов и стран просят предоставить конкретные данные по нашим коммерческим предприятиям. Тогда мы начинаем обрабатывать все базы данных, которые есть в Мурманской области. Находим минимум 3-5 организаций, с каждой из которых обязательно созваниваемся, представляемся и поясняем, какую цель преследуем. Если получаем разрешение на передачу контактов, то передаем, и дальнейшее развитие событий нам не подвластно.
- При желании предпринимателя можно его профиль удалить из системы?
- Конечно, надо только сообщить нам об этом, мы передаем пожелание в головной офис, потому что система в глобальном плане управляется из Москвы. И тогда профиль заблокируют. Но пока таких прецедентов не было.
- Сколько предприятий и индивидуальных предпринимателей охвачено деятельностью инфоцентра?
- На конец ноября через ЕИКЦ прошло 883 субъекта малого и среднего бизнеса, которые получили у нас разные виды поддержки - информационные, переводческие и юридические. Хочу обратить внимание на такой нюанс: инфоцентр - не бюро переводов, мы не можем на постоянной основе поддерживать деловые контакты с партнером одной и той же организации - только до момента подписания соглашения. И не имеем права давать узко специализированные консультации, каждый должен заниматься своим делом. В организованных нами деловых встречах приняли участие 57 субъектов предпринимательства. Личная встреча - это самое яркое и действенное установление контактов и выход на новые деловые контракты, так называемые встречи «В2В». Например, приезжает в Мурманск бизнес-делегация из Финляндии, куда входят представители различных отраслей. Мы заранее запрашиваем информацию об их предложениях и потребностях, а потом через свои базы данных выходим на местные предприятия, которым это могло быть интересно, и организовываем встречи.
- А могут предприниматели из Мурманской области и какой-то далекой страны встретиться на нейтральной территории? Чтобы поровну поделить затраты на дорогу и проживание?
- Да, и сотрудники инфоцентра в идеале должны сопровождать такие встречи. У нас по такому принципу состоялись контакты северян с представителями голландских корпораций. Нет из Мурманска прямой дороги в Нидерланды, все равно придется лететь через Петербург, либо через Москву. И, наверное, нет смысла в двойных расходах. Поэтому потенциальные деловые партнеры встретились на нейтральной, как вы говорите, территории - в российской столице.
- Вам, наверное, сложно конкурировать с серьезными структурами, которые тоже работают с бизнесом, такими как - Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, Северная торгово-промышленная палата, «Опора России», региональный бизнес-инкубатор?
- Мы не являемся конкурентами. Инфоцентр не претендует на кураторство чего-то серьезного, мы просто оказываем предпринимателям бесплатную информационную поддержку. ЕИКЦ, как камерное бюро, что-то вроде брачного агентства, которое ничего никому не гарантирует. Успех не всегда зависит от уровня развитости бизнеса. Кто-то не может найти партнера, потому что не встретился еще покупатель на товар купца. В системе ЕИКЦ еще не появился чей-то идеальный партнер, может, организация не видит себя в том или ином бизнесе. У каждого предпринимателя, человека - свой, отличный от другого, взгляд на дело.
- Спасибо за беседу.