Доклад правительства Норвегии Стортингу «Северные регионы - перспективы и решения» теперь доступен на русском языке. Этот доклад представляет собой комплексное рассмотрение политики Норвегии в отношении развития северных регионов. Главное внимание здесь уделяется точке зрения правительства Норвегии на то, как страна должна решать сложные задачи и использовать возможности на Севере в перспективе поколений.
ИА «Nоrd-news» предлагает ознакомиться с небольшой его частью - в свете дальнейшего развития отношений с Россией.
От конфронтации - к доверию
Политика на Севере «устоялась» и задаёт направление как внутриполитическим, так и внешнеполитическим приоритетам через программные документы, рост использования ресурсов и активное взаимодействие с частными лицами и организациями, региональными партнёрами и партнёрами на местах, а также в других странах. С годами определились семь главных тем, которые занимают важнейшее место в развитии современной политики развития северных регионов. Во-первых, это углубление и обновление сотрудничества с Россией. Отношения с Россией являются главным столпом политики Норвегии по развитию северных регионов. На протяжении двух десятилетий отношения перешли с конфронтации периода холодной войны на отношения, характеризующиеся возросшим доверием, ростом точек соприкосновения и расширением сотрудничества.
Баренцево сотрудничество и Арктический совет не только решают свои региональные задачи, но и стали важной ареной встреч для Норвегии и России, где у наших стран возникает всё больше общих интересов во всё новых областях. Благодаря взаимоотношениям между «простыми людьми» на Севере, «народной дипломатии», установлены контакты в большинстве областей, постоянно развиваются новые связи, что придаёт абсолютно новое качество отношению Норвегии к России на Севере.
Двусторонние связи между Норвегией и Россией успешно развиваются, в последние годы они последовательно улучшались. Однако до сих пор остаётся ряд важных задач вследствие разной политической культуры и культуры управления.
Перед Россией стоит ряд задач в области политической системы, демократии, обеспечения правопорядка, уважения прав человека и рамочных условий экономической деятельности. Норвежская сторона принимает их во внимание при развитии всё более тесного сотрудничества с нашим соседом и великой державой на востоке.
Россия и Норвегия - представители циркумполярной цивилизации
Основанный в 1996 году Арктический совет - это форум циркумполярного сотрудничества во всей Арктике. (Циркумполярная цивилизация - это локальный тип цивилизации, которая активно формируется в 20-21 веках. Главной ее характерной чертой является преодоление издержек индустриализации, преобладание перспективных тенденций эволюции северного города на экологических и социокультурных основаниях. - Авт.)
Изначально Арктический совет занимался вопросами экологического сотрудничества и продолжением реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, рамки которой были расширены, и в неё было включено также и устойчивое развитие. Постепенно основное внимание в рамках сотрудничества стало всё в большей степени уделяться климатическим изменениям и значительным последствиям, которые таковые могут оказать на Арктику. Сегодня сотрудничество Норвегии и России в Арктическом совете включает в себя не только вопросы климата и окружающей среды, но и сотрудничество в области судоходства, целостного подхода к управлению, нефти и газа, туризма, образования, научных исследований, здравоохранения, а также вопросы, связанные с экономической и культурной деятельностью. Арктический совет является единственным
циркумполярным и ведущим политическим органом по вопросам, связанным с Арктикой.
С норвежской стороны ведётся систематическая работа по поддержанию и развитию связей с государствами, находящимися вне Баренцева региона, в частности с помощью комплекса так называемых диалогов по северным регионам. Благодаря таким диалогам, норвежские власти регулярно информируют о взглядах и оценках Норвегии, открыто обсуждают задачи и возможности, исходя, в том числе, и из интересов других стран.
Ранее лишь небольшое количество стран и влиятельных экономических партнеров, находящихся вне арктического региона, проявляли к нему интерес. Сейчас ситуация меняется. ЕС, основные страны ЕС и ряд азиатских стран формируют сегодня свою политику по отношению к Арктике - так же, как это уже сделали все государства, прилегающие к Арктике. И если на рубеже веков было мало наций, находящихся за пределами Арктики, которые обладали профессиональными знаниями и ресурсами по работе в северных регионах, то сегодня всё больше государств считают, что у них есть ценности и интересы, которые необходимо сохранять. Поэтому они развивают собственные знания и возможности для достижения этой цели. То же самое делают международные и коммерческие организации.
Баренцево море: нефть и газ объединяют нас
Вступивший в силу 7 июля 2011 года договор о разграничении морских пространств с Россией дал возможность проводить поисково-разведочные работы на нефть и газ в южной части Баренцева моря. Для норвежско-российского сотрудничества существует много возможностей. В то же время возросшая активность в нефтегазовой отрасли ставит перед нами новые задачи в области экологии в морских районах с уязвимыми экосистемами.
Перспективы использования нефтегазовых ресурсов на Севере привели к тому, что часть норвежской нефте- и газодобычи на шельфе и часть индустрии подрядчиков позиционируют себя с помощью повышения уровня знаний и стратегических инвестиций. Проходят широкие общественные обсуждения об ожидаемых последствиях такого развития в северных регионах для местного населения и предпринимательской деятельности.
В последние десятилетия была внесена ясность во многие важные вопросы, связанные с юрисдикцией в Норвежском море, Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, затрагивающие интересы Норвегии. Сегодня выяснены практически все ранее нерешенные пограничные вопросы в отношении Норвегии. Тем более, что она является первым из арктических государств, определивших внешние границы своего континентального шельфа.
Как прибрежные государства, Норвегия и Россия несут ответственность за управление своими соответствующими континентальными шельфами в Баренцевом море. Правительство Норвегии будет способствовать развитию энергетического потенциала региона через развитие более тесного сотрудничества разных органов власти двух стран, а также между промышленностью, сферой обслуживания и научными кругами.
Газ Баренцева моря может стать важным энергетическим ресурсом европейского масштаба. В Европе ЕС и отдельные страны планируют дальнейшее развитие энергоснабжения вплоть до 2050 года. Характерной чертой такого развития является возобновляемая энергия и энергоэффективность. В то же время отмечается, что в период до 2050 года будет существовать значительная потребность в развитии иных источников энергии. Международное энергетическое агентство (МЭА) подчёркивает преимущества более активного использования природного газа вместо угля. Норвегия и Европа - долгосрочные партнёры в газовой области. Мы будем вести разведку газовых месторождений и далее, при этом большое внимание будет уделяться северным регионам.
В случае открытия новых крупных месторождений в Баренцевом море и наличия соответствующих рыночных условий мы будем рассматривать возможности рентабельного использования газа на материке и производить оценку развития новой инфраструктуры. Ожидание развития деловой активности может привести к всестороннему норвежско-российскому сотрудничеству на шельфе. Потенциал углеводородного сырья в Баренцевом море создаёт основу для развития и укрепления деятельности научных кругов, что может способствовать созданию ценностей, повышению занятости и, как следствие, дальнейшему развитию в северных регионах Норвегии и России.
Северный Ледовитый океан все более привлекателен
Когда-нибудь в будущем Северный Ледовитый океан может стать океаном, где лёд перестанет препятствовать транспортному сообщению между Азией, Северной Америкой и Европой. Круглогодичное судоходство в водах, по-прежнему подверженных сложным погодным и ледовым условиям, не является ближайшей перспективой. Однако
уже сегодня торговые суда используют на коммерческих условиях северные морские пути для того, чтобы сократить время в пути и расходы. Существуют основания полагать, что такая деятельность получит своё дальнейшее развитие. Перед Россией встанет целый ряд непростых задач на побережье с малоразвитой инфраструктурой. У Норвегии появятся сложные задачи и риски, связанные с ростом судоходства вдоль норвежского побережья, но также и возможности по обслуживанию этого трафика.
Тем не менее, ожидается, что в ближайшие годы увеличение транспортных перевозок будет происходить в основном за счет перевозок в Россию и из нее, а также деятельности в нефтегазовой области. Рост активности делает необходимым развитие сотрудничества между Норвегией и Россией в целях обеспечения большей надёжности и эффективности морской деятельности.
Подобное развитие имеет геополитические последствия. Такие страны как Китай, Япония, Южная Корея и Сингапур заинтересованы в возможностях, предоставляемых северными морскими путями, а это открывает новые перспективы для сотрудничества и взаимообмена с этими странами. При этом возникают значительные возможности для развития знаний и опыта, инфраструктуры и расширения контактов, что отразится на развитии Норвегии. В норвежских водах появится больше возможностей для перевалки грузов. Более короткие маршруты и более низкие цены могут повысить конкурентноспособность норвежских компаний на азиатском рынке.
В сумме все эти особенности развития повышают стратегическое значение береговой линии Норвегии и пропускной способности портов.
Рост активности приведет к усилению потребности в управлении северными морскими районами, и возможно будет иметь значение для определения объёмов поисково-спасательных работ и аварийной готовности при нефтяных загрязнениях.