Проблема трудовой миграции стоит в России достаточно остро. Не утихают споры о том, нужна ли она вообще, а если нужна, то в каких количествах. Не утихает недовольство положением и поведением трудовых мигрантов.
О том, каковы основные вопросы, связанные с трудовой миграцией, мы беседуем с Яхья Ализада, внештатным сотрудником Национального института системных исследований проблемм предпринимательства (НИСИПП).
- Итак, Яхья, трудовые мигранты.
- Не только они, но и чиновники, имеющие к ним отношение.
- Трудовая миграция и чиновничество - это у нас вещи неразрывные: первые кормят вторых.
- Однозначно: так оно и есть.
- Считаете ли Вы, что размеры трудовой миграции соответствуют потребностям российской экономики?
- Я считаю, что нет. В Россию приезжает очень много трудовых мигрантов. Некоторые из них приезжают на какой-то период, чтобы заработать денег, причем я лично чаще всего слышал объяснение: приехал, чтобы заработать на свадьбу.
- Честно говоря, я тоже сталкивался с людьми, приехавшими в Россию с этой целью.
- Чаще всего по этой причине приезжают граждане стран Средней Азии: Таджикистана, Узбекистана.
Стоит сказать, что с ними случается и довольно общая беда: они работают, а затем работодатели обманывают их. И люди остаются здесь без работы, без вожделенных средств на свадьбу и даже без денег на обратную дорогу.
- Тут могут быть самые разные варианты, зависящие от того, как человек устраивается.
- Это зависит от целого ряда качеств как работодателя, так и самого мигранта. Если мы будем делить мигрантов по таким признакам, как цивилизованность и нецивилизованность, знание или незнание языка страны, в которую приехал, то окажется, что это - очень важные для приезжего работника качества. То, насколько человек цивилизован, насколько он понимает культуру страны пребывания, существует ли для него языковой барьер - играет важнейшую роль. Человека малоцивилизованного гораздо легче обмануть.
Я сталкивался с людьми, которые не могут нормально говорить по-русски, зато прекрасно освоили русский мат. Странная такая особенность.
Но, я считаю, что такое деление куда объективнее деления по национальному признаку.
- Поскольку подавляющее число трудовых мигрантов - граждане бывших республик СССР. То те, кто учился еще в советское время, по-русски говорят и какое-то представление о русской культуре имеют. Правда, все больше приезжает людей, принадлежащих к более молодым поколениям, для которых и русский язык, и русская культура - вещи не очень известные.
- Об этой проблеме говорят часто. После развала СССР исчез единый язык межнационального общения, которым был русский язык. Раньше его изучали в школе, он активно использовался при любых передвижениях по территории СССР, так что его многие знали. Современная молодежь среднеазиатских республик, в отличие от своих отцов и дедов, знает его уже очень плохо.
Это - проблема. Владимир Путин уже предлагал даже создание специальных образовательных центров и введение специального экзамена по русскому языку и русской культуре. Правда, лично я сомневаюсь, что люди, приехавшие сюда заработать денег на свадьбу, будут долго и упорно учить язык. Хотя понятно, что они будут еще не раз возвращаться сюда, чтобы заработать на что-нибудь еще.
- А сколько средств придется вложить в это образование!
- В том-то и дело. И я, повторюсь, не верю, что гастарбайтеры, приезжающие в Россию на относительно короткое время, будут активно изучать русский язык.
Но нужно отметить еще одну проблему: России нужны квалифицированные кадры приезжих. Увы, мне кажется, что высокообразованные и квалифицированные люди сюда точно не поедут. Они востребованы на родине и с куда большим удовольствием будут поднимать свою экономику.
- А потом они там - уважаемые люди. Кем они окажутся здесь, во всяком случае, на первых порах?
- Разумеется, и в этом тоже дело.
А теперь о другой стороне вопроса - о наших чиновниках. Сейчас большие надежды возлагаются на ФМС, но, по моему мнению, миграционная служба оправдать эти надежды не сможет.
Простой пример: я недавно оформлял себе паспорт. Обычный гражданский паспорт, который необходимо менять при достижении определенного возраста и который должен оформляться в течение десяти дней. Но они этого сделать в указанные сроки не смогли. А когда ты, гражданин России, прописанный в другом регионе, приходишь в Москве в отделение ФМС за получением временной регистрации по месту сегодняшнего проживания, выясняется, что у чиновников этой службы очень странные понятия о российском законодательстве. И на этих людей хотят возложить задачу наведения порядка в крайне сложных и запутанных проблемах трудовой миграции. ФМС просто не готова к решению таких проблем.
Как все это связано с экономикой? Мы знаем, что человек, зарабатывающий деньги, должен платить налоги. И регистрация тут играет большую роль: человек должен быть зарегистрирован, он должен встать на учет в налоговой службе и получить документ о постановке на учет в качестве налогоплательщика и о присвоении ИНН. Без регистрации он ни на какой налоговый учет не встанет.
- Даже если захочет, что бывает не так уж часто.
- Согласен. Но для получения налоговых документов, все равно, необходима временная регистрация, которую в крупных городах получить очень сложно.
- Во всяком случае, это сложно сделать по закону. Деньги в этом отношении открывают все двери.
- Конечно, можно купить липовую регистрацию. Можно дать взятку, и тебя зарегистрируют на законных основаниях. Но в первом случае никакого ИНН вы не получите.
- А во втором - сами не возьмете, поскольку надо отрабатывать потраченные на взятку деньги.
- Да. И бюджет при этом не пополняется вашими налоговыми отчислениями.
Поэтому необходимо что-то делать, как-то где-то регистрировать приезжих. Но тот же Владимир Путин требует «устранить все резиновые дома», то есть не допускать регистрации по одному и тому же адресу десятков, а то и сотен приезжих.
Я, честно говоря, считаю: для того, чтобы решить проблемы трудовых мигрантов, тех, что живут в бытовках на стройках или в каких-то иных не очень пригодных для жилья условиях, мы должны специально создавать на бумаге эти «резиновые» адреса. Пусть люди там официально регистрируются. Главное - они должны платить налоги.
- Но давайте скажем прямо: у нас частенько завозят трудовых мигрантов из-за рубежа именно для нелегальной работы. Тем более, что основные налоги у нас отчисляет не сам работник, а работодатель.
- Здесь есть еще один крайне неприятный момент: когда человек соглашается стать нелегальным работником, он должен понимать, что с ним в любой момент может произойти все что угодно. Он исчезнет, и в лучшем случае найдут его труп. Но это - вопрос не ФМС, а правоохранительных органов. Это - вопрос, например, пограничной службы.
И здесь уже речь должна идти о криминале, которого в вопросах трудовой миграции, увы, предостаточно.
И, наверное, самое последнее замечание: в проблеме с гастарбартерами мы очень серьезно сталкиваемся с одной из самых типичных российских проблем - неуважением к закону. Какие бы ни были написаны законы, он не выполняются. Как можно решить такую непростую проблему, как проблема трудовой миграции, если, какой бы замечательный закон не был бы по этому поводу принят, он не будет выполняться. Не будет выполняться на границе, не будет выполняться местными правоохранительными органами, прекрасно знающими, что на их территории работают нелегальные мигранты. Причем не будет выполняться даже не потому, что кому-то заплатили, а потому, что никто не хочет с этим связываться.
И этот вопрос может быть решен только тогда, когда вся наша правоохранительная система будет приведена в порядок.