Сегодня вопросы, касающиеся российской пенсионной системы, одни из самых острых. Расходы Пенсионного фонда стремительно растут, в текущем году только дотации из бюджета превысят 1 трлн рублей. При этом пенсионные взносы, которые уплачивают работодатели, покрывают менее половины пенсионных выплат. Увеличение размеров этих взносов грозит подрывом стимулов к предпринимательству и массовым бегством предпринимателей в «тень». При этом размер пенсий никак нельзя назвать достойным, даже несмотря на периодическую индексацию.
О том, какую позицию занимает предпринимательское сообщество в отношении реформирования отечественной пенсионной системы, рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты России, глава Совета НПФ «Торгово-промышленный пенсионный фонд» Александр Рыбаков.
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние дел в пенсионной сфере?
- И правительству, и деловым кругам, и экспертному сообществу очевидно, что пенсионная реформа зашла в тупик. Существуют расчёты, свидетельствующие о том, что если все оставить как есть, то коэффициент замещения, определяющий, насколько соотносится уровень пенсий с размером зарплат, сократится в ближайшие 40 лет вдвое. А ведь он у нас и так ниже, чем в странах ОЭСР. Такие пенсионные выплаты, едва покрывающие коммунальные платежи и расходы на лекарства, воспринимаются гражданами как несправедливая оценка их вклада в увеличение национального богатства.
Меньше полугода осталось до 1 октября 2012 года, когда в правительство должен быть внесен проект новой стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. На сегодняшний день ни у ключевых министров, ни у экспертов нет ответа на вопрос о том, как придать пенсионной системе устойчивый характер, чтобы она отвечала ожиданиям нынешних и будущих пенсионеров. Споры ведутся вокруг методик расчета пенсий, о повышении пенсионного возраста, о величине обязательств государства.
- Минсоцразвития РФ предлагает ликвидировать накопительную часть пенсии. Как вы это прокомментируете?
- Конечно, предложение министерства отменить обязательную накопительную часть пенсии, а взносы по действующей ставке в 22% полностью направлять в солидарную часть, могло кое-кому показаться обескураживающим. Но не станем спешить с выводами. Накопительная часть пенсии не упраздняется как таковая, ее смогут формировать сами работники на добровольной основе не только в негосударственных пенсионных фондах, но и в страховых компаниях, и в кредитных организациях. Государство может стимулировать частные накопления с помощью программ софинансирования и предоставления налоговых льгот. Задача предпринимательских объединений, на мой взгляд, состоит в активизации работы с депутатским корпусом, дабы такая возможность превратилась в действующий императив уже со следующего года. Тогда действительно подтвердятся расчеты экспертов, согласно которым работник, формирующий пенсию в течение тридцати лет за счет обязательной государственной, корпоративной и добровольной накопительной программ, при выходе на заслуженный отдых будет получать до 80% утраченного заработка.
- Существуют ли другие проекты пенсионной реформы?
- Свою концепцию пенсионного обеспечения разработали в Минфине. Она опирается на идеи экспертной группы по доработке «Стратегии-2020» и нацелена на то, чтобы к 2029 году сделать пенсионную систему полностью бездефицитной. Некоторые положения достойны серьезного внимания, в частности, предлагаемый ориентир по установлению для нынешних и будущих пенсионеров, родившихся до 1967 года и не имеющих обязательной накопительной части пенсии, минимального уровня пенсионных выплат не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Углубленного анализа требует также предложение о формировании трудовой пенсии преимущественно на накопительных принципах с применением различных вариантов, таких, например, как уплата дополнительного тарифа страховых взносов работодателем либо самим работником. В то же время Торгово-промышленная палата России не поддерживает такую минфиновскую новацию, по которой предлагается повышать пенсии с коэффициентом, равным среднему значению между инфляцией и ростом зарплаты за прошедший год. Это, на наш взгляд, не должно войти в согласованный межведомственный проект пенсионной реформы, который планируется представить правительству.
- Сейчас во многих экономических грехах винят несовершенство нормативно-правовой базы. Все ли нормально с ней в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов?
- На наш взгляд, необходимо ускорить принятие закона «Об утверждении порядка расчёта результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц», который был подготовлен и опубликован на сайте ФСФР еще в ноябре прошлого года. Документ в корне меняет сложившуюся практику отчетности НПФ, согласно которой по итогам года фонды должны были отражать на счетах клиентов только положительный финансовый результат. Теперь НПФ получит право фиксировать и отрицательный результат. Проект отправили на регистрацию в Минюст, где он находится до сих пор.
Пока же фонды вынуждены сдавать свою финансовую отчетность по старым правилам. Но дело не только в этих нововведениях. Ведь в отсутствие обещанных новых правил учета фондам придется закрывать убытки из собственных средств либо расписывать их по счетам клиентов без всяких нормативов. Деловая общественность давно предлагает либерализовать требования к инвестиционным декларациям НПФ и УК, управляющим пенсионными накоплениями. Только недавно Минфин начал проработку законодательных изменений, которые позволят пенсионные средства переводить в бумаги, не входящие в список А1, в бумаги из ломбардного списка ЦБ и в бумаги госкорпораций.
Мы рассчитывали на оперативное рассмотрение Госдумой законопроекта об установлении налоговых вычетов в размере 1 тысячи рублей за каждый месяц налогового периода для лиц, получающих пенсию по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Тем самым будет устранено неравенство граждан, которые получают пенсию в Пенсионном фонде России, и тех, кто является клиентами НПФ. Конечно, возврат вычета - достаточно скромный шаг. Мы надеемся, что вскоре последует следующий, а именно освобождение от налогообложения выплат, которые в сумме с государственной пенсией не превышают 15 тыс. рублей. Это приведет к существенному стимулированию развития пенсионных программ предприятий.
С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Участники рынка обеспокоены, как будет обеспечиваться его реализация. Еще свежи в памяти дела, когда наследникам умерших клиентов НПФ для получения положенных им выплат пришлось обращаться в суды. А все произошло из-за нерасторопности чиновников, не успевших вовремя подготовить подзаконные акты. Картина может повториться и сейчас.
- У многих пенсионеров возникают вопросы, когда размер их пенсии меняется в зависимости от их доходов. Как смотрят на это в ТПП РФ?
- Несомненно, это возникло не на пустом месте. Построенная на основе мониторинга экономического положения и здоровья населения система индивидуальных коэффициентов замещения показывает, что отечественная пенсионная система имеет четко выраженный уравнительный характер. В большей степени она ориентирована на выполнение социальных функций, обеспечение гарантированного минимума доходов нетрудоспособным членам общества, чем на сглаживание уровня жизни на протяжении всего жизненного цикла. Одно из достоинств негосударственных пенсионных фондов как раз состоит в том, что они дают возможность устранять такое несоответствие.
Насколько мне известно, бизнесмены в подавляющем большинстве согласны с тем, что для низкооплачиваемых работников необходимо оставить солидарную, или, иначе говоря, распределительную систему, которая будет поддерживать размер пенсий на прожиточном уровне. А вот работникам со средними и высокими доходами нужно давать возможность зарабатывать более высокую пенсию путем индивидуальных накоплений.
Портал «ТПП-Информ».