Алексей Преснов - экс-руководитель энергосбытового холдинга «КРЭС-Альянс» и экс-советник губернатора Мурманской области по энергетике и ЖКХ рассказывает, что творится в коммунально-энергетической сфере региона и отвечает на другие вопросы ИА «Nord-News».
- Алексей Викторович, это интервью довольно необычное. Вы находитесь в отделении кардиологии Мурманской областной больницы в связи с перенесенным сердечным приступом. Наши читатели, в большинстве своем, знакомы с предысторией вашей госпитализации. Как себя чувствуете?
- Состояние в принципе удовлетворительно-стабильное. Прохожу курс восстановительного лечения. Мне сделали инвазивное исследование сосудов сердца. Патология есть, но она у меня - не первый год, просто на фоне стресса произошло резкое обострение.
- Вы работали в коммерческих энергетических структурах региона, а в последние месяцы - в правительстве Мурманской области. Где работалось комфортнее? В чем основные отличия?
- Комфортнее, безусловно, было в бизнесе. Там ты видишь цель, определяешь задачу, собираешь команду и реализуешь стратегию и тактику, неся ответственность при этом перед акционерами, своими людьми и в конечном итоге - перед самим собой. Мне повезло - я работал в энергетике области в период реализации интересных реформ, мы все вместе учились новому и фактически строили новые взаимоотношения на рынке электроэнергии, да и сам этот рынок. Не все получалось и получилось, но создать хорошую команду высококлассных специалистов удалось. И в этом я вижу свое главное достижение. Были и неудачи. Главная состоит в том, что на уровне региона не удалось убедить власть в необходимости формирования системного подхода к решению проблем тарифных дисбалансов. В результате получили тяжелейший долговой кризис в сбытовом секторе региона, непосредственно влияющий на расчеты в электроэнергетике. Этот кризис имеет объективную и субъективные составляющие, и они - две стороны одной медали. Если удастся убрать объективные проблемы долгов в энергетике, то и субъективные долго не смогут жить своей жизнью - они своего рода паразиты на больном теле существующих дисбалансов.
Именно поэтому, когда в июне 2012 года предоставилась возможность, я с удовольствием включился в работу на посту советника губернатора Мурманской области по энергетике и ЖКХ с целью довести до конца то, что не смог в «КРЭС-Альянсе». Другой, не менее важной для меня целью было сохранение тех наработок в развитии энергетики области, которые буквально вызрели вместе с нами в энергохолдинге с 2010 года. С одновременным сохранением очень сильного коллектива, к созданию которого я приложил немало сил -физических и душевных. Я чувствовал и чувствую свою моральную ответственность перед этими людьми, всегда гордился их успехами и разделял их неудачи, независимо от того, работал с ними в данный момент времени или нет. Поэтому, работая на посту советника, я, конечно, не мог быть полностью объективен по отношению к «КРЭСу» и «Колэнергосбыту». Этого не скрывал, и иногда мне это ставили в упрек. Основным отличием работы советника от работы руководителя является то, что ты не можешь сам быстро принимать решения - сначала должен убедить всех вокруг себя и, главное, - то лицо, которому ты даешь советы, в моем случае - губернатора Мурманской области. Инструментов при этом у тебя не очень много - должность советника, да еще и на общественных началах, не предполагает частого личного общения с руководителем, а это при убеждении кого-то в чем-то очень важно. Хотя, конечно, частота общения со своими советниками в первую очередь зависит от самого руководителя.
- Насколько вам удавалось продвигать свои идеи в правительстве Мурманской области? Что вообще удалось сделать за этот период времени?
- Времени у меня действительно было не очень много. Постарался еще раз системно проанализировать все имеющиеся проблемы в энергетике и ЖКХ региона в течение июля-августа, как стратегического, так и тактического характера и наметил возможные пути их решения, разработав для каждой проблемы свой инструментарий. Если говорить в общем, то я, учитывая масштаб бедствия неплатежей и убытков в энергетике и ЖКХ, предлагал создание специальной комиссии под председательством губернатора по развитию этих важнейших отраслей. Именно эта комиссия должна была взять на себя как антикризисное, так и стратегическое управление в самой проблемной сфере региональной экономики. Это не подмена функций правительства области, а вывод решений назревших проблем на новый уровень. На федеральном уровне аналогом такой комиссии является Правительственная комиссия по электроэнергетике. У нас проблемы в электроэнергетике, как впрочем и на федеральном уровне, тесно связаны с проблемами в теплоснабжении и ЖКХ, поэтому комиссия должна быть общей. Именно этот орган должен, по моему мнению, принимать ключевые решения по подготовке и запуску субсидируемого рынка теплоснабжения, по координации бюджетных процессов при работе такого рынка. Рабочие группы комиссии должны выполнять роль постоянных органов по таким важнейшим вопросам как контроль платежной дисциплины на рынках ЖКХ и энергетики, внедрению новых программ модернизации систем теплоснабжения и переходу на альтернативные виды топлива. Еще одной точкой приложения работы комиссии должна стать координация деятельности поставщиков ресурсов и муниципалитетов в деле разработки и реализации планов и программ комплексного развития территорий в рамках и коридорах действующего законодательства. Необходимо, наконец, синхронизировать наши разрозненные усилия по созданию единых теплоснабжающих организаций, разработке схем теплоснабжения, повышению энергоэффективности в энергетических системах, имея в виду комплексный подход - от установок потребителей, до производства тепла и электроэнергии.
Я сформулировал все эти задачи, представил план - как это реализовывать на практике, как финансировать за счет интересантов - участников рынка. И предложил определенные кадровые решения. Затем взял паузу и ждал решения по своему плану. В течение сентября я в основном работал в Москве, пытаясь найти поддержку нашим начинаниям на федеральном уровне. В начале октября я представил вниманию губернатора так называемую «дорожную карту» неотложных действий, а также сформулировал задачи по расширению применения электроэнергии на цели отопления и запустил формирование специальной рабочей группы по этому направлению. Кроме того, провел анализ последних решений по восстановлению ТЭКОСа из режима банкротства и выразил свое мнение по этому вопросу. Одной из моих важных задач была функция мониторинга непростой ситуации с гарантирующим поставщиком Мурманской области - ОАО Колэнергосбыт. Понятно, что в этой теме я разбирался лучше других в правительстве области.
В целом мне казалось, что моя работа приносила пользу региону, и я получал от этого удовлетворение. С другой стороны - все двигалось, на мой взгляд, чрезвычайно медленно.
- По информации пресс-секретаря губернатора Виталия Измайлова вы были уволены с должности советника губернатора на общественных началах 8 октября, то есть, за несколько дней до известных событий. Какова была причина ухода?
- Я узнал о своем увольнении с этой должности из сообщений СМИ 12 октября, находясь уже на больничной койке. Очевидно, что это решение было принято без моего ведома. У нас были споры с губернатором, но на последней личной встрече в Москве 27 сентября Марина Васильевна Ковтун не собиралась меня увольнять, напротив мы строили различные планы на будущее. Начиная с середины июля, в моей деятельности начала присутствовать тема уголовного расследования деятельности «Колэнергосбыта» в период, когда я являлся там одним из ключевых руководителей. Речь идет о пресловутом деле «о миллиарде», якобы похищенным руководством гарантирующего поставщика у филиала «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» в течение 3-х лет, с 2007-го по 2010 гг. С самого начала, когда я узнал о фабуле обвинения или вернее - подозрений, послужившей основой для возбуждения уголовного дела в начале июля, и растиражированной СМИ в начале августа, после пресс-релиза МВД, я пытался разъяснять работникам полиции, что они очень сильно ошиблись в интерпретации правил и принципов ценообразования на рынке электроэнергии. И эти ошибки привели их к совершенно необоснованным выводам. Я делал это, как минимум, дважды, и очень подробно, встречаясь специально для этого с руководителем оперативной группы из Москвы. Мне показалось, что он понял. Но потом в августе оказалось, что нет. Губернатор тоже мною был на этот счет очень подробно информирована, а совещание с ее участием в НП «Совет Рынка» на следующей день после публикации известного пресс-релиза МВД показал критическое отношение элиты энергетического сообщества страны к представленной в релизе версии следствия. Включая кстати и «потерпевших» - МРСК Северо-Запада. Честно говоря, я думал, что следствие, чуть разобравшись, все-таки исправит свою ошибку, и губернатор в этом как- то ему тоже поможет. Однако этого не случилось. В течение июля-сентября в здании «Колэнергосбыта» были проведены многочисленные обыски, в том числе - и у многих сотрудников по месту жительства, включая меня. Основанием было все то же возбужденное уголовное дело на очень сомнительных основаниях. В сентябре «Колэнергосбытом» было получено экспертное заключение по поводу информации, изложенной в пресс-релизе МВД, которое полностью подтверждает ранее приводившиеся и мною и «Колэнергосбытом» аргументы о несостоятельности доводов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Я предполагал еще раз обсудить ситуацию с губернатором, но события стали разворачиваться по иному. Я оказался задержанным по постановлению следователя, прибыв на внеплановый допрос, и, в конце концов, очутился на этой больничной койке. А на следующий день узнал о своем увольнении с поста советника губернатора.
- Что собираетесь делать дальше? Считаете ли решение губернатора о вашем увольнении правильным?
- Ну, теперь, наверное, значительное время мне придется посвящать своей защите в этом уголовном деле, поскольку я переведен в статус подозреваемого, защите, в том числе, своей чести и свободы. Надеюсь, мне и моим адвокатам удастся развеять все необоснованные подозрения в отношении меня и моих коллег и прекратить это дело за отсутствием события преступления, как такового. Я знаю, что это так, это знают мои коллеги, в том числе и в МРСК и не только. Важно, чтобы об этом знали и люди и, в конечном счете, следствие. Это, как ни странно, оказывается не такой простой задачей. Возбудить дело на основании измышлений практически одного сотрудника, плохо учившегося очевидно в вузе, - легко. А вот закрыть его - не очень. Конечно, этой обстановке я вряд ли смогу полноценно помогать губернатору Мурманской области своими советами. Поэтому сейчас не вижу смысла обсуждать процедурные тонкости моего увольнения.