В прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2013-2015 годы, прозвучавшем на октябрьском заседании регионального правительства, министр экономразвития Сергей Агарков назвал будущий год пиком кризиса, после чего последует двухлетняя стагнация. Эксперты предупреждают о смене мирового банковского кризиса 2008 года промышленным, начинающимся буквально сегодня и сейчас. Одни сферы экономики он затронет в большей степени, другие - в меньшей.
К последним рыбопромышленники Северного бассейна относят рыбохозяйственную отрасль, в частности, ее промысловый сектор. Для столь смелых предположений есть реальные положительные предпосылки. В первую очередь - это итоги заседаний Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК) и Северного научно-промыслового совета (СНПС), прошедших в минувшем месяце, в Тронхейме и Москве. Участником обоих мероприятий был председатель правления Союза рыбопромышленников Севера, генеральный директор рыбодобывающих компаний «Рыбпроминвест» и «Альтернатива» Владимир Григорьев. С ним - наш сегодняшний разговор на вышеуказанную тему.
- Владимир Юрьевич, ОДУ в 1 млн тонн трески для России и Норвегии на 2013 год - огромная цифра, и этот объем, наверное, рыбаков вдохновляет на производственные подвиги?
- Впечатление от результатов нынешней сессии СРНК - двоякое. С одной стороны - хорошо то, что запас трески по единодушному заключению ученых обеих стран - столь высок, но для промышленности лучше, когда нет резких скачков, а производится более плавное, постепенное повышение объемов общедопустимых уловов. А сегодня у нас рост ОДУ трески - сразу на 35%.
- Но это была рекомендация ИКЕС.
- Международный совет по исследованию моря - консультативно-рекомендательный орган, к его мнению Смешанная комиссия по рыболовству может прислушиваться, а может - нет. Тем более что между Россией и Норвегией есть двусторонняя договоренность о колебаниях ОДУ - плюс-минус 10% в год. Ситуация с запасом трески сегодня действительно серьезная - рыбы так много, что ей не хватает кормовой базы. На заседании СРНК в Тронхейме представители Союза норвежских рыбаков говорили о проблеме каннибализма среди трески. И запас мойвы, которой питается треска, падает уже несколько лет подряд. ОДУ мойвы на 2013 год в очередной раз снижено. Правда, Союз рыбопромышленников не выбрал своей квоты за этот год полностью, но причины тому были объективные. Это и закрытие Северным флотом районов промысла мойвы в Баренцевом море - на время военных учений, и запреты по морским квадратам добычи в норвежской экономзоне из-за большого прилова трески. Последнюю проблему на недавней сессии СРНК отчасти удалось решить: в российской национальной квоте мойвы на 2013 год предусмотрена 1 тысяча тонн трески в качестве прилова. Такая же договоренность имеется и при промысле сельди - Россией выделено 800 тонн на прилов путассу.
Комиссия по рыболовству работала достаточно слаженно. Наука задала хороший тон, данные Полярного института совпадают с норвежскими. Помогло и то, что в 2011 году рыбаки профинансировали ПИНРО осенне-зимнюю съемку донных видов рыб Баренцева моря по оценке запасов трески, пикши, палтуса, зубаток, камбалы-ерша. При стабильном недостатке государственного финансирования отраслевых исследований выпал редкий случай, когда для рыбаков была набрана полная информация по треске, благодаря чему ее запас на СРНК отстояли. В этом плане надо продолжать работать с наукой.
- Рыбы много, а что будет с ценой на нее? На всех уровнях звучат опасения, что цена упадет, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Это, безусловно, хорошо для потребителя, но не для рыбного бизнеса. Как планируете справиться с этой ситуацией?
- Действительно, в начале года мороженая, потрошеная, без головы (б/г) треска стоила на внутреннем рынке больше 100 рублей за 1 кг, а сегодня - 70 рублей оптом. Мы стали развивать рынок трескового мороженого филе. Это не массовый продукт для России, и стоит он дороже, однако это продукция более высокого качества и уже готовая к употреблению.
- То есть, несмотря на то, что в российской глубинке по-прежнему предпочитают более дешевую треску б/г, вы решили отдать предпочтение филе?
- Рынок вынуждает перестраиваться и все расставляет по своим местам. Если помните, в кризисном 2008 году транспортные суда стояли в Мурманском рыбном порту неразгруженными, все холодильники были забиты сырьем, рыбу даже вывозили на хладокомбинат. Раньше большая часть денег уходила в Китай с его дешевой рабочей силой. Там российское рыбное сырье перерабатывалось и уже в виде филе шло в Европу и Америку. В кризис банки прекратили давать кредиты, и без финансирования и предоплаты китайские рыбофабрики на побережье остановились. Это может произойти и сейчас. Тенденция такая есть. Если китайцы перестанут брать прежний объем сырья на переработку, он весь «вывалится» в Россию.
- Насколько дешева рабочая сила в Китае? Почему нельзя найти площадки под береговую рыбопереработку в России, в Мурманской области, в частности?
- Мы делали расчеты: что выгодно перерабатывать на судах и что вывозить на берег. Судовые рыбофабрики насыщены оборудованием, и тресковая продукция там получается ничуть не хуже, чем на берегу, если не сказать - лучше. Ситуация же с переработкой трески на берегу просто аховая - «задушили» высокие налоги. Как бы рыбаки не ругали правительство, но преференции нам сделаны хорошие. Снижен налог на водные биоресурсы (ВБР), предприятия среднего и малого бизнеса переведены на единый сельхозналог (ЕСХН). Налогообложение реально снизилось, чего нельзя сказать о рыбопереработке. Там - налог на имущество, высокие тарифы на электроэнергию, коммунальные расходы и т.д. Выживать береговым предприятиям тяжело. Мы предлагали на разных уровнях перевести рыбопереработку на льготное налогообложение, но усилия пока не увенчались успехом.
- Береговой рыбопереработке могли бы помочь рыбаки прибрежного промысла, реализуя им по более низким ценам свежеохлажденное сырье. Но на последнем заседании Северного научно-промыслового совета было отменено прежнее решение СНПС о пропорциональном с океанистами увеличении прибрежной квоты в случае роста ОДУ.
- Перед заседанием СНПС мы провели анализ и выяснили, что на мурманских холодильниках есть полный ассортимент рыбопродукции - и донные, и пелагические виды. Переработчики сейчас в основном работают на мороженом сырье, потому что охлажденная треска стоит на 20 рублей дороже и реализовывается прибрежниками минуя предприятия переработки. Поэтому они вынуждены брать мороженую рыбу, дефростировать ее и производить готовую продукцию.
Попытки возрождения береговой рыбопереработки на побережье есть. В Териберке известный рыбопромышленник Юрий Васильевич Тузов, член СРпС, модернизировал местный рыбзавод, а это большие затраты и работает на прибрежной квоте компаний, которые приобрел. Навстречу ему пошли таможенная и пограничная службы - прибрежные суда приходят к рыбофабрике без захода в порт Мурманск. Тяжело в Териберке и с кадрами, специалистов приходиться завозить из областного центра. Прибрежную переработку надо возрождать, но на недорогом сырье, что возможно, когда владелец квоты и перерабатывающего предприятия - один. Суда должны работать в течение всего промыслового года, а не несколько месяцев в году. Нужна хорошая система сбыта, замкнутый цикл производства.
А что касается недавнего решения СНПС по прибрежникам, когда для них зафиксировали ежегодный объем в 21 тысячу тонн трески, то я считаю его правильным. Ведь если будет падение ОДУ, что сейчас происходит по пикше, пришлось бы для прибрежников, согласно прежнему решению СНПС, квоту по треске тоже уменьшать, что нежелательно. А так она останется неизменной. Хочу отметить, что зафиксировать объем прибрежной квоты трески и пикши - это рекомендация Северного научно-промыслового совета, приказ о фиксированном объеме должно подписать Росрыболовство. Кроме того, прибрежникам ежегодно будет увеличиваться квота за счет невостребованных объемов квот третьими странами.
- А зачем компаниям Союза рыбопромышленников Севера сертификация по требованиям Морского попечительского совета, заявка на которую подана 2 года назад?
- Идея MSC неплоха и получила распространение в ведущих странах мира.Основные участники рынка подписали соглашение о использовании продукции только с эмблемой MSC . Остальная считается браконьерской или не соответствующей высоким показателям качества. Сертифицируется все - рыба, промысловые суда, экипажи со своей корпоративной политикой, направленной на повышение качества, транспортные суда, холодильники. Полностью сертифицируется весь путь от вылова до магазина, и контроль на соответствие сертификату будет осуществляться постоянно. Наличие этого документа говорит о том, что наша продукция - высокого качества, потому и продается дороже.
- Этот документ получит Союз рыбопромышленников, или должны сертифицироваться все суда и компании, входящие в СРпС, по отдельности?
- Сертифицируется СРпС, но с указанием конкретных судов и производителей. Планируем, что процедура завершится в 2013 году.
- Что у Союза рыбопромышленников Севера на повестке дня сегодня? Подготовка к новому промысловому году?
- Да. Мы принимаем участие в подготовке техзадания для российской делегации на совещание в НЕАФК - международную Комиссию по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана. Будет решаться вопрос по определению объемов вылова на 2013 год ряда объектов: окуня моря Ирмингера, сельди, окуня открытой части Норвежского моря, путассу открытой части. Важно, чтобы российская делегация в НЕАФК правильно представляла и отстаивала интересы рыбаков.
- Пожелаем ей в этом успехов.