В городе на Неве 22 ноября откроется V Международная конференция «Санкт-Петербург - морская столица России», посвященная кадровому обеспечению транспортной отрасли. Мурманскую область традиционно представит первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин. Накануне конференции он рассказал о том, как способна изменить ситуацию на рынке труда области реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».
- Алексей Михайлович, какова сегодня ситуация на рынке труда в транспортной отрасли в Мурманской области?
- Он находится в стабильном состоянии - есть привлекательные вакансии и квалифицированные кадры. Однако, при активной фазе проекта МТУ возможна нехватка специализированных инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. Особенно, на стадии запуска построенных объектов в эксплуатацию.
- По подсчетам - сколько рабочих мест появится, и какие именно специалисты будут востребованы для работы в этом проекте?
- Поэтапная реализация инвестпроектов, в том числе, строительство новой железнодорожной линии от станции Выходной до проектируемой станции Лавна и угольного терминала на западном берегу Кольского залива, должно позволить предприятиям своевременно набрать, либо самостоятельно подготовить нужных специалистов. Наиболее высокую степень готовности имеет проект строительства угольного терминала мощностью 18 млн тонн на западном берегу Кольского залива. В период строительства угольного терминала будет задействовано около 1000 работников, после вывода его на полную мощность будет создано 600 новых рабочих мест, из них 420 - для местного населения. Думаю, в основном, будут востребованы специальности, связанные с погрузочно-разгрузочными и складскими работами, эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, техническим обслуживанием железнодорожного и портового оборудования и техники. В случае реализации всех инвестиционных проектов, предусмотренных в МТУ, в области может появиться около 3000 новых рабочих мест.
- Регион готов обеспечить Мурманский транспортный узел квалифицированными кадрами? Может, их лучше приглашать из федерального центра, других областей страны?
- Мурманск - морской, портовый город, поэтому для молодежи здесь имеются возможности для получения морских специальностей. Система подготовки специалистов для морского транспорта представлена всеми уровнями профессиональной подготовки, начиная от начального профессионального обучения в учебно-курсовых комбинатах предприятий и заканчивая высшим профессиональным образованием. Специалистов в области морского транспорта и рыбной промышленности в Мурманске готовят в Мурманском государственном техническом университете и Мурманском морском рыбопромышленном колледже имени И.И. Месяцева. Кроме того, в областном центре представлены филиалы Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова» и Санкт-Петербургского госуниверситета водных коммуникаций.
Считаю, что для подготовки специалистов железнодорожного и других видов транспорта необходимо направлять молодежь на обучение в другие регионы России, при этом создавать условия и стимулировать их возвращение на работу по специальности в Мурманскую область. Поскольку основными потребителями трудовых ресурсов будут являться крупные отечественные компании - ОАО «РЖД», ОАО «Кузбасразрезуголь», ОАО «Сибирский деловой союз» и т.д. Они наверняка смогут обеспечить привлечение ряда высококвалифицированных специалистов, особенно, верхнего руководящего уровня из других регионов России.
- Предлагают ли образовательные учреждения Мурманской области возможность трудоустройства на конкретных предприятиях? Удовлетворяет ли количество вузов и сссузов региона спрос на профессиональное образование в сфере транспорта?
- Образовательные учреждения, особенно профобразования, уделяют большое внимание трудоустройству своих выпускников. Для этого они создают службы или отделы практики и содействия трудоустройству, благодаря которым, учреждения заключают договоры о сотрудничестве с конкретными работодателями и предлагают выпускникам соответствующие вакансии. Пример такой работы представлен на сайте Мурманского государственного технического университета, на котором размещена информация о вакансиях, и перечень предприятий с которыми налажено тесное сотрудничество.
- Ощущается нехватка педагогов для работы в сфере профессионального образования, и если да, то, как область планирует решать эту проблему? Наверное, планируется масштабное выделение средств на заработные платы работникам профессионального образования, в частности, в транспортной сфере?
- Образовательные учреждения Мурманской области, как и многие другие, испытывают постоянную нехватку профессиональных кадров. Следует также отметить наличие в образовательных учреждениях большого количества работников пенсионного возраста. Все это, в первую очередь, связано с низкой оплатой труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.
В Мурманской области ведется работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым установлено довести к 2018 году среднюю заработную плату преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Эти меры способны существенно повысить привлекательность работы в учебных заведениях, однако приходится признать, что Мурманская область постепенно утрачивает былые преимущества перед областями средней полосы России - повышенная за счет районного коэффициента и полярных надбавок заработная плата, льготы для работников Крайнего Севера, ускоренное получение жилья. В результате, выпускники образовательных учреждений крупных городов Центральной России естественно не стремятся ехать на Север, а предпочитают оставаться работать в средней полосе. В связи с этим, требуется проводить активную работу по привлечению наиболее квалифицированных специалистов предприятий для работы в учреждениях образования, проведения ими со студентами практических занятий и передачи передового опыта.