Глава министерства энергетики Александр Новак рассказывает в своем интервью газете «Ведомости» о перспективах либерализации доступа к шельфу, докапитализации энергокомпаний и о том, как России избежать дефицита бензина, пишет www.vedomosti.ru.
- Вы пришли в министерство новичком. Какая отрасль вам показалось самой сложной? Правда ли, что это была электроэнергетика?
- Да, электроэнергетика оказалась самой непростой. Нормативно-правовое регулирование этой отрасли объемное и довольно сложное. Электроэнергетика меньше, чем нефтегазовая и угольная отрасли, работает по рыночным принципам. Там, где существует рынок, там проще. Компании, развивающиеся в конкуренции, достигают наибольших результатов. В электроэнергетике пока регуляторное воздействие государства огромное, и мы только идем к нормальной работе рыночных институтов.
- Какие приоритеты развития отрасли вы для себя сформулировали?
- Министерство энергетики - отраслевое, тем не менее, конечные цели его деятельности социально направлены. Они заключаются в повышении качества жизни населения страны, надежном энергообеспечении потребителей электроэнергией и теплом. Проще говоря, в том, чтобы в домах горел свет и было тепло. ТЭК - это бюджетообразующая отрасль, она приносит около 50% доходов в бюджет. Поэтому наша стратегическая задача - дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности нефтегазовой отрасли, обеспечение в том числе экономической безопасности. Это глобальные цели, но для их достижения надо создавать стимулы для привлечения инвестиций и современных технологий в отрасль. Повышать энергоэффективность экономики, привлекать малый и средний бизнес, заниматься подготовкой профессиональных кадров.
Нововведения в системе налогообложения будут способствовать экономически рентабельному освоению новых месторождений, что позволит стабилизировать в долгосрочной перспективе текущие объемы добычи, а может быть, даже их увеличить. У ТЭКа существует огромный спрос на инновации. ТЭК сегодня сам внедряет современнейшие технологии, позволяющие эффективно извлекать природные ресурсы. А при старых технологиях это было нерентабельным. При этом ТЭК является грандиозным драйвером инноваций в других смежных отраслях, являющихся поставщиками оборудования, технологий, знаний.
- Прежний состав Минэнерго, тоже апеллируя к социальным задачам, давил на рынок электроэнергии, сдерживая цены. Ставя перед собой задачу решать социальные проблемы, вы собираетесь продолжать эту тенденцию или намерены довести реформу электроэнергетики до конца и либерализовать рынок?
- Мой принцип работы - минимизация ручного управления отраслями экономики. Необходимо создавать систему, при которой конкретные чиновники, министры, их заместители и начальники отделов как можно меньше вмешивались бы в деятельность отраслей. Мы должны заниматься своей функцией - нормативно-правовым регулированием и решением общеотраслевых инфраструктурных задач, созданием самобалансирующей системы. А ручное управление должно применяться в крайнем случае, в каких-то обстоятельствах, при которых не работает система. Системный подход всегда более устойчив и менее подвержен негативным последствиям от некачественных решений.
- То есть мы не услышим заявлений типа прошлогодних высказываний экс-министра Сергея Шматко про «договоренности о не росте розничных цен» на нефтепродукты и электроэнергию?
- Мы будем стараться не допускать таких ситуаций. Мы ориентированы на создание рыночных условий для формирования справедливой цены. При этом цены не должны расти высокими темпами, а их рост должен соответствовать прогнозу социально-экономического развития.
- Президент Владимир Путин давал распоряжение до 1 ноября рассмотреть вопрос о либерализации доступа на шельф. Решение принято?
- Перед нами действительно стоит задача усилить работу в этом направлении, но сегодня рано говорить о конкретных решениях. В целом я считаю, что в долгосрочной перспективе обеспечение полноценной работы рыночных механизмов в разработке ресурсов шельфа, «либерализация доступа к шельфу», - это правильный тренд. Но в то же время мы понимаем, что второго, третьего шельфа у Российской Федерации не будет, ведь мы говорим о более 100 млрд тонн ресурсного потенциала. Это часть национального достояния, и нам необходимо отнестись к нему именно так, выбрав правильный подход к его освоению в долгосрочных интересах всех граждан страны. К сожалению, в большой части российский шельф расположен в таких широтах и в такой удаленности от инфраструктуры, в которых нигде в мире добыча не ведется. Сегодня мы слишком мало знаем о реальной стоимости разработки его ресурсов, его нужно доразведать, оконтурить запасы, подтянуть технологии и промышленные возможности смежных производств. Секрет успеха той же Норвегии заключался во многом в постепенной и вдумчивой «либерализации» шельфа, но этот процесс занял не год и не два.
- Но вам не кажется, что не изучен он, в частности, из-за того, что там могут работать только две госкомпании. Роснедра, к примеру, недовольны эффективностью геологоразведочных работ (ГРР), которые проводит «Роснефть». «Газпром» в который раз попросил перенести сроки освоения Штокмана. А в то же время частная компания «Лукойл» делает предложения об инвестициях почти на $3 млрд в ГРР шельфа, которые по плотности изучения более эффективные, чем те, что делает «Роснефть».
- Частным компаниям сегодня никто не мешает участвовать в ГРР шельфа. ExxonMobil, Eni и Statoil участвуют. Сегодня любая компания может привлекаться в качестве оператора разведки и разработки месторождений на шельфе на понятных и прозрачных условиях. Это и обязательства по разведке, и технологический трансфер, и бонусные платежи за открытие, и другие компоненты. Экономика этого привлечения состоит в том, чтобы частной компании было выгодно сейчас вкладывать средства и получать потом доход. Для государства по большому счету должно быть все равно, российская или иностранная это компания. Все здесь платят налоги, правила должны быть понятны и едины для всех. Ряду иностранных компаний такие предложения оказались интересны. Это факт. Вопрос другой - кому принадлежит лицензия и насколько оптимален в долгосрочном плане такой подход? Этот вопрос нужно исследовать. Но если говорить о конкретном проекте, экономика проекта не поменяется, будь у вас операторский контракт или владение лицензией. Эффект для акционеров будет один и тот же.
- Но в долгосрочной перспективе частные компании смогут получать лицензии?
- Да, в долгосрочном плане мы поддерживаем доступ частных инвесторов к лицензиям, если не будут найдены другие, более эффективные решения. Более того, сегодня в правительстве РФ также рассматривается вопрос о доступе к сейсмическим работам и ГРР частных компаний.
- Это предложения Минприроды?
- Да. Их суть в том, что после проведения сейсмики частный инвестор на основании выявленной информации в первую очередь предлагает сотрудничество государственной компании, которая имеет приоритетное право совместно с частной заниматься геологоразведкой и разработкой этого месторождения. Это так называемый механизм спекулятивной сейсмики, и, в принципе, это шаг в сторону либерализации доступа частного капитала. Эти предложения нужно качественно доработать и обеспечить необходимую защиту интересов государства. Доступ частных компаний к владению лицензиями на шельфе должен удовлетворять нескольким базовым условиям, которые бы нивелировали риски возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций.
- Каким условиям?
- Такие компании должны обладать современными, ориентированными на обеспечение экологической безопасности технологиями разведки и разработки шельфовых месторождений согласно классам сложности проектов. Во-вторых, это финансовая обеспеченность потенциальных рисков и инвестиционных требований разработки.
- А как будет определяться, достаточно ли современные это технологии?
- Это решаемая задача, можно выстроить систему оценки, технологического бенчмаркинга.
- Но у нас же есть компании, которые работают на шельфе уже пять лет.
- Но «пять лет» - это же не волшебное число. Опыт должен быть соизмерим и по качеству, и по продолжительности со сложностью предстоящих задач.
- «Лукойл»?
- У «Лукойла» есть некоторый зарубежный опыт работы на шельфе и на российском участке Каспия, хотя Каспийское море - это не шельф по закону.
- «Зарубежнефть»? Она и государственная, и работает на шельфе Вьетнама.
- Да, с учетом опыта работы на шельфе Вьетнама и приобретения ОАО «Арктикморнефтегазразведка» формально «Зарубежнефть», скорее всего, может быть рассмотрена на соответствие закону.
- На последнем заседании президентской комиссии по ТЭКу снова поднимался вопрос об участии «Роснефтегаза» в энергокомпаниях. Каково ваше отношение к этому?
- Мы стараемся руководствоваться оценкой эффектов. Например, у «Роснефтегаза» может быть положительный синергетический эффект от участия в «Интер РАО». «Роснефть», акциями которой владеет «Роснефтегаз», - поставщик газа для электростанций «Интер РАО». Возможно совместное участие в зарубежных проектах. В конце концов, государству выгодно собрать принадлежащие ему прямо и косвенно пакеты акций «Интер РАО» в одном месте. Сейчас эти пакеты принадлежат Росимуществу, «Росатому», ФСК и «Русгидро», а также самой «Интер РАО».«Роснефтегаз» может быть в этом случае эффективно использован. Это полностью соответствует той логике, которая закреплена в указе президента о том, что «Роснефтегаз» - инвестор в отрасли ТЭКа. Другая ситуация - с покупкой акций «Иркутскэнерго». Здесь синергетического эффекта с«Роснефтегазом» мы не видим. Зато видим с другой госкомпанией - «Русгидро». Логично было бы «Русгидро» напрямую приобрести акции «Иркутскэнерго».
- Формат объединения Федеральной сетевой компании (ФСК) и «Холдинга МРСК» в очередной раз поменялся: теперь предполагается, что у этих организаций будет единая управляющая компания. Можете ли вы подробнее описать новую конструкцию?
- Мы предложили создать новую управляющую компанию, которая займется стратегическим развитием электросетевого комплекса, позволит повысить качество и надежность услуг, оптимизировать издержки и синхронизировать инвестиционные программы магистральных и распределительных сетей. При этом операционно и ФСК, и межрегиональные сетевые компании будут оставаться самостоятельными. Не могут магистральные сети управлять распределительными, и наоборот. Это разные виды бизнеса. Новая УК будет создана на базе «Холдинга МРСК» как уже существующей правовой оболочки. В данном случае это произойдет исключительно потому, что нет смысла умножать сущности и создавать новую конструкцию, в то время как есть уже существующая. Сейчас у холдинга 11 дочерних межрегиональных распредсетевых компаний. В ходе допэмиссии холдинга государство внесет в него свой пакет ФСК.
- А кто будет управлять новой УК? Ранее называлась фамилия Шматко.
- Правительство и я лично считаем эффективным нынешний менеджмент ФСК, и мы надеемся, что он просто перейдет из ФСК в новую головную структуру. Вопрос о менеджменте новой УК сейчас находится на стадии рассмотрения.
- Ранее правительство заявляло о планах по приватизации 1-2 «дочек» «Холдинга МРСК» в начале 2013 года. Они остаются?
- Да, в 2013 году можно поставить одну или две компании в качестве пилотных проектов по привлечению в сети частного капитала. Но чтобы это сделать, нужно провести большую подготовительную работу, которой мы сейчас и занимаемся. В первую очередь мы должны решить вопрос с перекрестным субсидированием в энергетике и «последней милей» (перекрестка в сетях). Сейчас разработаны индивидуальные решения этих проблем для 19 регионов страны. Ликвидация будет происходить за счет распределения денежной нагрузки существующей перекрестки по трем направлениям: часть на себя возьмут сетевые компании, которым придется сокращать инвестпрограммы, часть продолжат оплачивать крупные потребители, и еще часть достанется прочим потребителям (т. е. в том числе и населению). В некоторых регионах за счет такого механизма от «последней мили» удастся избавиться за год, в некоторых - за три года. В нескольких регионах придется принимать особые решения. Вторая важная задача - изменить подходы по регулированию тарифов в отрасли: эти тарифы должны зависеть от надежности и качества оказания услуг. И третье - должна заработать система бенчмаркинга. Эта система подразумевает разумную конкуренцию, определение эталонных, лучших компаний и равнение на них. Для этого, конечно, нужно, чтобы у нас на рынке были не только государственные распределительные компании, но и частные. Когда они появятся, регулятор будет проводить мониторинги, определять лучшие и устанавливать тарифы таким образом, чтобы заставлять снижать издержки менее эффективных игроков.
- А какие МРСК могут быть приватизированы или отданы в доверительное управление?
- Я сейчас на этот вопрос не могу ответить. Мы говорим о критериях - пилотные компании не должны быть стратегически значимыми или проблемными.
- А вы поддерживаете точку зрения, что в России сейчас строится слишком много мощностей, в то время как потребление падает, и, значит, эти мощности не будут востребованы?
- Знаете, конечно, это так - мощностей у нас слишком много по сравнению с более энергоэффективными экономиками. Благодаря реализации договоров о предоставлении мощности (ДПМ) до 2018 года у нас будет профицит энергетических мощностей. Возможны лишь локальные зоны дефицита электроэнергии. Вот в стране сегодня установленная мощность генерирующих станций - 218 ГВт. При этом 70% изношенных мощностей. Износ электроэнергетического оборудования достигает 60%, теплосетевого - до 70%. Пока мы не решим эти проблемы, нам придется строить новые мощности, чтобы замещать выпадающие. Но, конечно, в долгосрочной перспективе нам нужно снижать энергоемкость, повышать энергоэффективность, и в этом случае, возможно, столько гигаватт уже не потребуется. Хотя это зависит в том числе и от темпов роста экономики в целом.
Но в ближайшее время мы стоим перед необходимостью стимулировать генераторов строить новые мощности. При том уровне износа оборудования, который я обозначил, критичной задачей является обеспечение модернизации отрасли. Расширение ДПМ возможно только с целью обеспечения инвестиций в локальные энергодефицитные зоны, при этом отбор проектов должен осуществляться строго по конкурсу. Соответственно, цель модернизации модели рынка электроэнергии - сделать его более прогнозируемым, прозрачным, конкурентным и устойчивым.
Условно можно выделить два рассматриваемых варианта. Первый - совершенствование существующих правил с придачей им долгосрочного характера в первую очередь за счет увеличения периода, на который проводится отбор мощности, до 3-5 лет, устранение основных недостатков. Второй вариант - изменение модели, отведение ключевой роли двусторонним долгосрочным договорам, по которым будут поставляться и электроэнергия, и мощность. В каждой схеме есть свои плюсы и минусы, сейчас мы активно обсуждаем их с экспертным сообществом.
- Вы сейчас также готовите изменения в генеральную схему развития газовой отрасли. В чем они будут заключаться?
- Мы будем учитывать серьезные изменения, которые происходят сейчас на мировом рынке. В первую очередь мировые тренды по добыче газа, росту СПГ, динамике целевых рынков сбыта, включая внутреннее потребление, синхронизацию с развитием энергетики.
- Вы имеете в виду сланцевый газ?
- В том числе. Кроме того, сегодня мы видим серьезное замедление темпов роста потребления газа в Европе. Основной тренд по увеличению потребления газа будет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому нужно переориентировать свои рынки сбыта. И в этой связи развивать восточные месторождения - Чаяндинское, Ковыктинское. И реализовывать транспортные схемы, которые могли бы поставлять газ на восток. В том числе «Газпром» рассматривает возможность строительства завода по производству СПГ во Владивостоке. Большой перспективой является дальнейшее развитие Сахалина и использование того газа, который сегодня есть в этих проектах, включая проекты СРП. Плюс Северный морской путь, который сегодня уже опробован. Поставки газа, в том числе с полуострова Ямал, в виде СПГ пойдут также частично в Азиатско-Тихоокеанский регион. То есть, одним словом, генеральная схема должна подстроиться под те изменения, которые происходят сегодня на мировом рынке.
- Насколько я понимаю, вы выступаете против того, чтобы продлить оборот топлива стандарта «Евро-2» в 2013 году?
- Мы не против продления, мы за то, чтобы работать в соответствии с законами и утвержденными ранее нормативно-правовыми актами. Есть утвержденный всеми технический регламент. Сроки запрета так называемого топлива экологического класса «Евро-2» переносились уже два раза. Компании, которые взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ, должны учитывать техрегламент. Если будем продлевать сроки, не будет мотивации укладываться в них. Кроме того, это несправедливо для тех компаний, которые модернизируют свои заводы согласно заявленному графику.
- Дефицита не возникнет?
- Мы подсчитали балансы до конца этого года и на 2013 год - они позволяют нам иметь сбалансированный рынок. Также у нас есть возможность поставок нефтепродуктов из стран ближнего зарубежья в рамках Таможенного союза. В частности, из Белоруссии.
- Акцизы еще будут увеличены? Путин дал указание рассмотреть вопрос о повышении.
- Скорее всего, в ближайшее время они будут оформлены в поручение, и мы проработаем этот вопрос.