9 ноября, в Москве, состоялась VII Всероссийская конференция энергосбытового сектора, организованная Некоммерческим партнерством Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний. Профессиональное сообщество сбытовиков подвело первые итоги своей работы в условиях, кардинально изменившихся примерно год назад. С выходом Постановления Правительства №877, перекроившем структуру доходов энергосбытов в России, лишившим их так называемых маржинальных доходов, которые в значительной мере помогали в решении множества проблем на розничном рынке.
В июне 2012 года были приняты новые Основные Положения функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442. С сентября вступили в силу новые Правила оказания коммунальных услуг - ПП РФ №354. Вкупе с еще несколькими ключевыми постановлениями, регламентирующими деятельность ГП на оптовом и розничном рынках. Эти документы создали совершенно новые условия работы для субъектов электроэнергетики.
На вышеуказанной конференции присутствовал независимый эксперт отрасли, экс-президент компании КРЭС-Альянс, в недавнем прошлом - советник губернатора Мурманской области по энергетике и ЖКХ, а ныне - директор по стратегии компании «Аналитическое Энергетическое Агентство» (АЭА) Алексей Преснов. Наша редакция попросила его поделиться мнением о прошедшем событии.
- Алексей Викторович, насколько важны для энергетики подобные конференции?
- Очень важны. Вообще Некоммерческое партнерство Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК), несмотря на известные трудности, продолжает очень важную и нужную для всех (сбытового бизнеса, потребителей, генераторов, сетевиков), большую системную работу по поддержанию высокого профессионального уровня субъектов рынка. В непростых условиях трансформационного кризиса в электроэнергетике страны, выражающегося через продолжительные и противоречивые реформы отрасли. И делает это очень профессионально как в организационном плане, так и по существу. Я, честно говоря, считаю, что эти конференции наиболее полезными мероприятиями из всех многочисленных подобных форумов, и потому всегда стараюсь их посещать. В этот раз конференция была также вполне содержательной. Минимум пафоса, отсутствие бесполезных докладов, максимум свободного обсуждения наболевших проблем.
- Что конкретно обсуждалось?
- Как жить в новых условиях резко изменившейся нормативной базы, краткосрочные и среднесрочные задачи и перспективы отрасли. Понравилось выступление Егора Гринкевича - заместителя директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ.
Он остановился на текущих проблемах нового регулирования в общем плане и дал видение штаба отрасли на ближайшую перспективу. То, что сегодня сложилось - правила рынков, которые стали гораздо менее рыночными, чем год назад, и несущие в себе реальные риски банкротства сбытового бизнеса в целом, никого по большому счету не устраивает, ни «друзей», ни «врагов». Это невыгодно генераторам, поскольку они рискуют получать от сбытов все меньше средств - с одной стороны, и все больше втягиваться в проблемы розницы - с другой. Это невыгодно потребителям, поскольку они в долгосрочном плане не понимают где, как и по какой цене будут приобретать электроэнергию. Это невыгодно сетям, ведь им, чтобы они не говорили, было комфортно все эти годы прятаться от проблемных потребителей за спинами сбытов. Сбыты не понимают, как они могут устойчиво работать в таких условиях, когда доходы не покрывают расходы. А самое главное - их акционеры не понимают, зачем им вообще нужен этот бизнес, если для его успешного функционирования нужно административно договариваться с РЭК (региональная энергетическая комиссия) о размере дохода - и это единственный путь получения прибыли. А потому все думают, во-первых, о том, как с этим жить сегодня, а во-вторых, как это все поменять на более внятную и устойчивую модель. И то, что, по большому счету Минэнерго РФ - авторы сегодняшней модели, тоже это понимают, вселяет оптимизм. Г-н Гринкевич сказал, что новая модель начнет разрабатываться уже с января следующего года, и уже сейчас они ждут от сбытового сообщества предложения концептуального плана. НП ГП и ЭСК также работает над этим. У меня и моих коллег из «Аналитического Энергетического Агентства» такие предложения тоже есть, и мы их обязательно представим. Они направлены на упрощение модели, запуск реальной конкуренции в сбытовой деятельности и в целом созвучны тому, о чем говорил в своем выступлении эксперт из Польши Кшиштоф Рогульски - выступление которого было посвящено анализу рынков сбыта электроэнергии в ЕС и очень понравилось публике. Речь шла о том, что энергосбытовой бизнес рано или поздно в рыночной экономике должен уйти от нашей модели ГП - «для всех и дешево», к совершенно иной, где роль ГП, если он есть вообще, минимальна - поддержать тех, кто никому оказался временно не нужен, но за «дорого». Мы предлагали передать эту функцию в сети, но конечно, не в сегодняшний гибрид МРСК-ФСК. Это должна быть, наверное, совсем другая структура, местная, профессиональная, но сетевая. Возможно, это могут быть ТСО в своей зоне деятельности.
Между тем коллега Егора Гринкевича по Минэнерго, заместитель начальника отдела перспективного развития электроэнергетики Андрей Максимов подробно остановился на сегодняшних правилах рынков и всяческих вопросах, «вызревших» за время их применения на практике. Это тоже было очень полезное выступление, поскольку перспектива перспективой, а жить надо сегодня и решать актуальные задачи на рынке электроэнергии каждый день. Г-н Максимов, являясь одним из разработчиков ПП №442, подробно остановился на взаимоотношениях гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний. В том числе в части системы расчетов за передачу по максимальной мощности потребителей и точкам поставки. Я вообще поймал себя на мысли, что вот опять сбытовики это изучают, обсуждают с авторами Правил, вникают в физику и математику процессов, а сетевики из МРСК где- то «варятся в собственном соку». Я что- то не слышал, чтобы они в МРСК собирали подобные форумы. А потом это все выливается в то, что я испытал в последнее время на личном опыте - шокирующе низкую квалификацию контрагентов сбытовых компаний на местах в плане понимания базовых основ функционирования рынка и ценообразования.
Как всегда безупречны по форме и очень содержательны по существу были выступления ведущих экспертов сбытового сообщества - Натальи Невмержицкой - председателя правления НП ГП и ЭСК и ее заместителя Елены Фатеевой. Первая подвела итоги и наметила шаги Партнерства в свете быстро меняющейся нормативной базы, вторая подробно остановилась на новых принципах формирования сбытовой надбавки. Полезным было и выступление представителя Минрегиона РФ по применению принятых в последние месяцы ПП РФ в сфере поставки энергоресурсов и расчетов в ЖКХ. Хотя, на наш взгляд, там по- прежнему не видят корень проблемы - отсутствие экономических стимулов во взаимоотношениях между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг. До тех пор пока в этих отношениях не возникнет дельта - скидка - надбавка за поставленный ресурс, все заклинания по поводу массовых неплатежей, переходу на «прямые» платежи, их «расщепление» и прочие ритуальные танцы, таковыми и останутся. В этой связи новый «старый» тренд некоторых энергосбытов страны, включая крупнейший Мосэнергосбыт, - оставаться с населением в многоквартирных домах, не заключая договоры с исполнителями коммунальных услуг, обрел юридическую поддержку в ПП №354, которое четко определяет, что в такой ситуации сам поставщик ресурса и является исполнителем услуги. Однако законченности в этом сюжете, на наш взгляд, по-прежнему нет. Исполнители коммунальных услуг (ИКУ), выбранные в соответствии с Жилищным кодексом (ЖК), в любой момент могут потребовать от гарантирующего поставщика (ГП) заключения договора поставки электроэнергии на вводе в дом. Не ясен и статус общедомового прибора учета, поскольку непонятно кто представляет собственников, и на чьем балансе находятся внутридомовые сети - «общего» ИКУ, выбранного по ЖК или же ГП, выполняющего эту роль по услуге электроснабжения в соответствии с ПП №354. И, наконец, неясно на каком юридическом основании РЭК будет утверждать расходы на энергосбытовую деятельность в отношении такого населения, ведь оно в любой момент может «уйти» от прямых платежей, и количество точек поставки у ГП может сократиться на несколько порядков. Кстати и набор затрат на сбыт в этом случае становится другим - близким к прочим, а не к населению, что в условиях нового планируемого порядка формирования дифференцированных сбытовых надбавок раздельно для населения и прочих потребителей, тоже может оказаться вопросом. Думается, что магистральный путь решения этой проблемы все- таки иной. Если ГП хочет быть исполнителем коммунальных услуг, то он должен им стать в результате выбора жителей по данной услуге в соответствии с ЖК. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и в части ответственности за эксплуатацию сетей электроснабжения внутри дома.
На эту тему на конференции было весьма интересное и дискуссионное выступление Александра Школьникова из Смоленскэнергосбыта - о полномасштабном опыте применения 354-ПП. Надо сказать, что в Мурманской области этот опыт был гораздо обширнее и более продолжителен - КРЭС занимался внедрением расчетов по общедомовому учету с 2007 года, а с 2009 года это стало в области массовым явлением. Нас много критиковали, судили, иногда заслуженно, но в целом жизнь показала, что мы уже тогда, внедряя все эти способы передачи данных в определенные дни, расчетов по среднему в случае отсутствия данных, пропорционального распределения общедомового потребления на граждан и т.д., были правы. И наши действия просто выявляли «болезненные» проблемы в ЖКХ, а не были направлены против жителей с целью их как- то дополнительно «обобрать» и «нарушить» их покой, о чем много говорилось нашими оппонентами. Сегодня эти процессы происходят по всей стране, и мы видим, что по размерам той же задолженности за электроэнергию со стороны УК в Мурманской области ситуация более или менее стабильная, по сравнению с другими регионами, и предсказуемая. А создание современных биллинговых центров, чем занимаются Колэнергосбыт и КРЭС с 2008 года, стало одним из перспективных направлений деятельности энергосбытовых компаний в принципе по всей стране.
- Обсуждались ли неплатежи в отрасли и возможное лишение статуса некоторых ГП, включая Колэнергосбыт?
- Нет, напрямую эти вопросы не обсуждались. Однако всем понятно, и это звучало в выступлениях ораторов, что рост долгов на оптовом рынке - прямое следствие непродуманных шагов по изъятию у сбытов маржинальных доходов, получаемых ими ранее от трансляции мощности с оптового рынка энергии и мощности (ОРЭМ) на розничных потребителей. В условиях, когда регулируемая сбытовая надбавка покрывает от 30 до 80% необходимых расходов сбытов, изъятие этих доходов явилось почти фатальным для многих ГП. Именно поэтому сегодня НП ГП и ЭСК так торопит федеральные органы с принятием новой методики расчета сбытовых надбавок по принципу доходности от объема потребления. По-прежнему имеются возражения со стороны ФАС и Минэкономразвития, но, по прозвучавшей информации, они должны быть сняты в ближайшее время на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. Надо сказать, что и сами потребители (а я общался с представителем Агентства стратегических инициатив, защищающем их интересы) говорят о том, что ликвидированная система ЧЧИМ (число часов использования мощности), применявшаяся ГП при распределении обязательств платежей на оптовый рынок среди множества потребителей на розничном рынке, была более прозрачной и адекватной рыночным сигналам, по сравнению с тем, что сейчас предлагается. Ее нужно было оттачивать, реформировать, но не отменять. Сегодня же речь идет о том, что новая методика расчета сбытовых надбавок должна учесть все интересы - и потребителей и сбытов, она должна в любом случае существенно вырасти причем для малых и средних потребителей значительно, и это, конечно, не всех радует. Тем более, когда не очень ясны принципы, почему тот ли иной потребитель платит больше или меньше. С другой стороны эта методика позволяет решать глобальную проблему компенсации выпадающих доходов ГП при уходе потребителей на ОРЭМ и убытков от экзотических решений типа поставки ГП электроэнергии в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» без сбытовой надбавки.
Но это все - перспектива, хотя и ближняя. Сегодня же в ряде сбытовых компаний ситуация критическая, и связана она, в первую очередь, с огромными неплатежами со стороны предприятий ЖКХ в адрес ГП. При отсутствии допдоходов эти проблемы встали в полный рост. К сожалению, Мурманская область в этом смысле лидер. Что с этим делать не знает никто, это я вам говорю ответственно. Нужна политическая воля к принятию непопулярных решений, нужны новые подходы к решению проблем неплатежей в теплоснабжении и, прежде всего, в запуске механизмов ликвидации тарифных дисбалансов. К сожалению, об этом много говорится, но мало что делается в практическом плане. До тех пор пока данная проблема не то что не начнет решаться, а хотя бы четко не будет обозначена, как приоритет, а платежная дисциплина сферы ЖКХ, и особенно - теплоснабжения за электроэнергию, не станет вопросом номер один у властей всех уровней - никто заниматься энергосбытовой деятельностью в Мурманской области вместо Колэнергосбыта (или вместе с Колэнергосбытом) не будет. А те, кого назначат принудительно, либо сами обанкротятся в ближайшие годы, либо обанкротят всю область в сфере ЖКХ. Что за этим последует - догадаться нетрудно. У нас же в области ответственные лица как- то к этому продолжают относиться легко и беспечно - «авось рассосется».
- Не можем не спросить, как развивается расследование по делу о пресловутом украденном Колэнергосбытом «миллиарде»? Вы по-прежнему фигурант этого дела?
- Да, я по-прежнему - фигурант, и потому детально обсуждать это не могу. Хотя, вообще говоря, это такой иезуитский подход - вначале на всю страну вас обвиняют публично, а потом с вас берут подписку о неразглашении тайны следствия, при этом все «тайны» в отношении вас уже почему то разглашены. Следствие идет, я и мои адвокаты свои аргументы представили. Как раз вот эти маржинальные доходы от трансляции мощности по ЧЧИМ, которые имели все сбыты и которые помогали держать статус-кво на рынке в 2008-2011 годах, по версии следствия, в Мурманской области были украдены у МРСК. То есть, у нас МРСК, очевидно, должно было держать на себе все неплатежи потребителей. Поскольку в этом случае ее прибыль от регулируемой деятельности по передаче должна была измеряться миллиардами рублей. Конечно, это абсурд, и я думаю, что назначенные экспертизы, если таковые будут, этот факт полностью подтвердят. По крайней мере, очень на это надеюсь. НП ГП И ЭСК свою позицию на этот счет уже, как вы знаете, высказало. Надо сказать, что на конференции ко мне подходили знакомые и незнакомые представители сообщества и говорили слова поддержки, выражали не то что возмущение, а полное недоумение в части содержания фабулы обвинения, озвученной в прессе. Всем им хочется сказать: большое спасибо.