«Мы вновь возвращаемся к темам, освещавшимся в последние недели в региональных СМИ, с целью прояснения нашей позиции по ключевым вопросам», - Алексей Преснов, генеральный директор ООО «КРЭС-Альянс», председатель Совета директоров ОАО «Колэнергосбыт», ООО «КРЭС»
Внимание к вопросам энергетики и ЖКХ в Мурманской области со стороны СМИ в последнее время значительно возросло. Почти ежедневно мы слышим, читаем, видим различные заметки и репортажи на эту тему. Наверное, отчасти это связано с политической борьбой, развернувшейся в столице Заполярье, кульминацией которой стала принудительная отставка мэра. Но все же главная причина, на мой взгляд, заключается в другом - и в энергетике, и в ЖКХ уже не первый год идут системные реформы, призванные превратить эти важнейшие отрасли из неповоротливых монополий в современные рыночные структуры. А в последний год этот процесс вышел из рамок чисто профессиональных внутриотраслевых проблем и непосредственно затронул интересы широкого круга потребителей услуг ЖКХ и энергоресурсов - нас с вами, жителей Мурманской области.
Популизм и профессионализм - два подхода к сложной реформе
К сожалению, сегодня уже можно констатировать, что в целом мы, по крайней мере, в Мурманской области, оказались не готовы к этим реформам и прежде всего информационно. По существу, населению заранее никто внятно не объяснил, почему эти реформы необходимы и что они несут с собой положительного для простого обывателя. А ведь именно из обывателей состоит современное общество, и удовлетворение их нужд и является основной задачей государственных и общественных институтов. На них лежит задача информирования населения о тех или иных общественно важных и значимых мероприятиях и действиях, проводимых органами власти и управления. А реформы электроэнергетики и ЖКХ, проводимые правительством страны и исполнительными органами власти, которые затрагивают каждого, несомненно, к таковым относятся. Поэтому сегодня всплеск интереса к этим темам понятен. С одной стороны - это не что иное как хотя и запоздалые, но все же честные попытки восполнить тот недостаток информации, который наблюдался в освещении этой тематики еще два - три года назад, когда все только начиналось и когда такое внимание было бы как раз вовремя. С другой - это вполне очевидные попытки найти крайних и виноватых в неудачах и провалах реформ, снять всякую ответственность с себя и на этой волне популистской критики негативных явлений представить весь курс на реформирование несостоятельным. Именно второе, как это ни печально, на мой взгляд, пока является для многих СМИ региона доминирующей тенденцией при подготовке материалов на эту тему.
Компании КРЭС и Колэнергосбыт, руководимые из одного центра ООО «КРЭС - Альянс», являются основными поставщиками электроэнергии в области с точки зрения объемов продаж и количества обслуживаемых потребителей, прежде всего населения, также занимаются и смежным бизнесом - биллингом услуг ЖКХ. Вполне понятно, что именно они в связи с реформами ЖКХ и энергетики в последнее время очень часто становятся объектами критики со стороны журналистов. И я, честно говоря, этому рад, насколько может быть рад человек, который принял участие в создании этих компаний в сегодняшнем виде и отвечает за их стратегическое развитие. В целом, когда нас критикуют, это нормально, это позволяет нам, публичным организациям, что называется, держать руку на пульсе, увидеть то, что мы не можем видеть изнутри, - точку зрения потребителей нашей продукции и наших услуг на ту или иную проблему. Мы активно взаимодействуем с журналистским сообществом и являемся в этом смысле, на мой взгляд, одними из самых открытых компаний для прессы в регионе, обсуждая с представителями СМИ самые острые вопросы. Репортажи о нас - это точно не благой елей и отчеты о различных успехах в трудовой и социальной жизни наших компаний. Мы открыты для прессы не только номинально, но и по существу, поскольку вопросы, которыми мы занимаемся, затрагивают очень болезненные для широкой публики темы.
Со своей стороны мы ожидаем от представителей прессы профессионального подхода к нашим непростым проблемам, непредвзятого отношения к нашей деятельности, правдивого и точного донесения нашей позиции до читателей, слушателей и зрителей. К сожалению, это происходит иногда ровно наоборот. Именно поэтому мы вновь возвращаемся к темам, освещавшимся в последние недели в региональных СМИ, с целью прояснения нашей позиции по ключевым вопросам.
Про квитанции за электроэнергию и про их отсутствие
Мы за то, чтобы делать все по закону, а закон говорит о том, что энергосбытовые компании не должны заниматься продажей электроэнергии непосредственно населению в многоквартирных домах, если там имеется исполнитель коммунальных услуг. Именно он должен приобретать электроэнергию на входе в дом и затем, превратив ее в услугу электроснабжения, обслуживая внутридомовые сети, продать ее жильцам дома. Соответственно и счета, то бишь квитанции, должен выставить населению этот самый исполнитель коммунальных услуг. Такая практика работы, являясь плодом наших совместных усилий со многими организациями, уже сложилась в большинстве городов и поселков области, в Ленинском округе г. Мурманска, а с марта 2010 года активно внедряется и в остальных округах Мурманска. Самый отстающий город - Апатиты, и это связано с тем, что там по большей части пока отсутствует общедомовой учет электроэнергии. Мурманск тоже не в передовых, но тем не менее около 70% квартир в городе перешли на новую систему и получают квитанции. В основном квитанции выпускает КРЭС, который с февраля 2010 года перестал быть гарантирующим поставщиком и для того, чтобы иметь возможность маневрирования на рынке с тарифами для своих потребителей, а, значит, уйти от тарифного регулирования, перестал обслуживать население, передав его ГП региона - ОАО «Колэнергосбыт». Однако Колэнергосбыт не имеет в своем тарифе на 2010 год средств на обслуживание переданного населения. Их и не должно быть по закону - ГП продает электроэнергию управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и т.д., обслуживая напрямую население только тех домов, где нет исполнителей коммунальных услуг. Значит, именно исполнители и должны выпускать квитанции. Но у них нет пока реальных сил и возможностей это делать, и они обращаются к КРЭС, заключая с ним агентский договор на расчеты и выпуск квитанций. С другой стороны, Колэнергосбыт тоже не имеет в своем штате достаточно персонала, чтобы обслуживать города, где ранее работал КРЭС, даже если электроэнергия продается на входе в дом по общему счетчику. Он также нанимает КРЭС для этой работы. Таким образом, КРЭС, не имея тарифа на продажу электроэнергии, установленного государством, продолжает выполнять работы по обслуживанию населения в этой части, получая оплату своих услуг от коммерческих компаний по договорным конкурентным ценам. Те же, в свою очередь, в конечном итоге взимают эту плату с населения. Однако говорить о том, что это ложится на население дополнительным бременем, неверно. Просто раньше услуги по биллингу населения были в том или ином виде спрятаны в тарифе монопольного поставщика - ГП электроэнергии, а теперь они вышли на «рыночную поверхность» и превратились в конкурентный подряд. Ведь эти услуги по расчетам и выставлению счетов могут теперь осуществляться любой компанией, в том числе и самим исполнителем коммунальных услуг, а не только КРЭСом или Колэнергосбытом, и в этом огромный плюс такой схемы расчетов. Это заставляет нас, и не только нас, думать о том, как снижать цену за биллинг и делать его более эффективным и конкурентным, в то время как раньше основной нашей задачей было «пробить» нужную величину затрат на эти цели при установлении тарифов. Конкуренция на рынке биллинговых услуг, если она не будет загублена на корню всяческими «едиными» расчетными центрами и отступлением назад - включением этих затрат в тарифы самих поставщиков ресурсов, - очень полезна. Через относительно небольшой промежуток времени мы непременно увидим, что сам процесс расчетов в ЖКХ будет существенно модернизирован и автоматизирован до той степени, что мы его и не узнаем. Никому никуда не нужно будет ходить по вопросам расчетов и перерасчетов, вместо этого достаточно будет позвонить по многоканальным бесплатным номерам или открыть свой личный кабинет на сайтах этих компаний в Интернете. Сами расчеты перестанут быть ежемесячными, а станут вначале поквартальными, а затем полугодовыми и годовыми. Денежные средства за услуги ЖКХ, включая электроэнергию, будут списываться со счетов по определенным профилям потребителей автоматически и в последующем корректироваться. Естественно, такой подход приведет к упрощению расчетов и существенному снижению текущих расходов на биллинг. Это не значит, что люди станут немедленно платить меньше, ведь автоматизированные системы стоят значительных денег, и они будут в конечном итоге взиматься с жителей. Но тратиться в рыночных конкурентных условиях они будут разумно - на внедрение новых систем, на пресловутые модернизацию и инновации, а не как сегодня - на поддержание выпуска примитивных ежемесячных квитанций со странными показаниями и на создание устаревших центров обслуживания с огромными очередями и обмороками пожилых людей. Так это работает во многих странах, и мы, надеюсь, не станем исключением.
Про неплатежи между сетевыми организациями и о том, куда делись деньги Колэнерго
С удивлением узнал на сайте www.nord-news.ru, что, оказывается, комитет Мурманской областной думы по экономической и хозяйственной политике под председательством В. Горина, созванный 18 июня в связи с долгом филиала «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» перед Кировской горсетью в 10 млн рублей, более часа вникал в спор хозяйствующих субъектов и собирается вынести этот вопрос на «правительственный час» 24 июня 2010 года. С одной стороны, это обнадеживает, ведь нашим компаниям потребители, на которых так или иначе влияет областная власть, должны огромную сумму - около 1 млрд рублей, причем эти долги во многом обусловлены несбалансированной тарифной политикой и, по большому счету, могут быть возмещены только в рамках бюджетных решений областной думы. Это долги не одного года, они накапливались на протяжении последних 5 лет, проблема широко известна, но никогда ранее депутаты областной думы не были замечены в качестве арбитров таких споров и уж тем более лоббистов по их решению в пользу кредитора. Как раз обычно это ровно наоборот, депутаты нам предлагают потерпеть и не отключать те же коровники и тепличники, несмотря на их фактическое и юридическое банкротство. В этот же раз депутаты не только глубоко вникли в долговую проблему, величиной в 1% от проблем долгов инфраструктурных потребителей Колэнергосбыту, но за один час обнаружили и корень зла - оказывается 900 млн рублей, предназначенных для Колэнерго, осели в карманах сбытовиков, то есть в основном у нас.
Я не собираюсь вступать в профессиональную полемику по вопросам балансов и тарифов с депутатами, им, наверное, виднее, они ведь смотрят на проблему «сверху», а мы «с боку». Но, как минимум, считаю, что если уж вы занялись этим вопросом, то пригласите и нас, послушайте и нашу точку зрения на проблему. А нам есть что сказать. Действительно, в силу разных причин методологического характера, а также ряда субъективных факторов, таких как разное понимание и трактовка нормативных документов и сроков их предоставления, в 2010 году в Колэнерго сложилась довольно напряженная ситуация с доходами для покрытия так называемого НВВ - утвержденной УТР Мурманской области необходимой валовой выручки компании для ее функционирования и развития. Этот вопрос обсуждался, в том числе и с нашими компаниями, в том смысле, не могли бы мы им чем-либо помочь. Мы, как и другие сбыты в стране, опять же в силу различных причин методологического характера при расчетах тарифов имеем в 2010-м некоторые так называемые дополнительные доходы сверх доходов, утвержденных нам УТР Мурманской области в качестве НВВ. Но они и близко не приближаются к цифре в 900 млн рублей, якобы недополучаемых Колэнерго, из-за чего оно и не платит 10 млн (!) рублей Кировской горэлектросети. Поделиться мы этими доходами на законных основаниях с Колэнерго не можем, даже если бы хотели. Теоретически можно заново все пересчитать и эти доходы у нас полностью отнять. Но для Колэнерго их все равно не хватит, по крайней мере, там нет тех денег, на которые оно претендует в рамках своей НВВ. С другой стороны, я хочу напомнить, что наша НВВ в отличие от НВВ Колэнерго на 2010 год вначале была урезана на 20% по сравнению с 2009 годом, а потом НВВ ООО «КРЭС» в 130 млн рублей была вообще «подарена» в качестве бонуса потребителям области, так как с лишением его статуса ГП КРЭС не смог бы более на законном основании требовать от своих потребителей в городах оплаты по повышенному тарифу, для того чтобы субсидировать убыточный для КРЭС тариф населения. Таким образом, в 2010 году НВВ на две компании - Колэнергосбыт и КРЭС - составила фактически 250 млн рублей против 470 млн рублей в 2009 году, то есть была снижена почти в два раза. Абсолютно ясно, что если бы не дополнительные доходы от дифференциации конечных тарифов по мощности в строгом соответствии с действующим законодательством, сбытовые компании просто не смогли бы в 2010 году выполнять свои функции и обанкротились. А уж тем более поддерживать какую-то стабильность в платежах на оптовом рынке. Кроме того, хочу напомнить, что вообще-то ситуация с тарифными решениями, обеспечивающими доходную базу сбытов, также как и коммунальных электросетей всегда была сложной, чего не скажешь о региональной сетевой компании Колэнерго. Еще в 2003-2004 году перед разделением компаний по видам бизнеса РАО «ЕЭС России», обладавшее огромным ресурсом, проводило специальную политику «накачивания» тарифов своих региональных распределительных сетевых компаний, естественно, за счет коммунальных сетей и сбытов, и это для специалистов отрасли известный факт. В первые годы после разделения РАО ЕЭС продолжало ту же политику, ведь эти активы не подлежали немедленной продаже, в отличие от сбытов. Именно поэтому региональные сетевые компании накопили за эти годы определенный «жирок» и привыкли жить, что называется, на широкую ногу. Это было видно даже по чисто внешним признакам, особенно в сравнении с другими энергокомпаниями на этом рынке. Поэтому же три года назад, когда только вводился так называемый котловой тариф по передаче электроэнергии, Колэнерго активно продвигало идею котла «сверху», при котором именно эта компания является держателем всех денег за передачу в области и расплачивается со смежными сетями. Альтернативой был котел «снизу» или котел «в сбыте», тогда бы деньги за передачу собирались бы сетях, к которым непосредственно присоединен конечный потребитель. А уже потом эти сети, например Кировская горэлектросеть, получив деньги от дружественной ОАО «ЕЭСК-Центр», оплачивала бы услуги Колэнерго за доставку электроэнергии от сетей Федеральной сетевой компании до своих границ. То есть деньги в этом случае текли бы от потребителя в сбыт - нижние сети - верхние сети. Это логично со всех точек зрения, в том числе Гражданского кодекса, но большинство сетей, в том числе и Кировская горэлектросеть, выбрали вариант Колэнерго, думая, что эта компания будет всегда «на коне» и с деньгами. А вот в 2010 году произошло то, что произошло. Жалоба Колэнерго на УТР Мурманской области разбиралась в Федеральной службе по тарифам. В результате тариф пересчитали, но он стал для компании еще ниже. Теперь будет, как я понимаю, судебное разбирательство. Но его решение, если оно удовлетворит жалобу Колэнерго, затронет интересы не только спорщиков, но и всех остальных субъектов рынка. И что? Потом мы будем подавать в суд? Менять тарифы для конечных потребителей посреди года? Да, Колэнерго трудно, да, нужно сокращать свои расходы в этом году и немного потерпеть. В конце концов, это межрегиональная компания, не во всех же регионах ее присутствия случилась такая вот неудача? Пусть помогут другие филиалы МРСК «Северо-Запада». Тем более что ждать осталось недолго - с переходом в 2011 году на новую систему тарифообразования по инвестированному капиталу, так называемый RAB, Колэнерго однозначно взвинтит свой тариф, так что остальным участникам регионального рынка в условиях предельных ограничений роста конечного тарифа места будет точно мало. Мы уже сейчас это называем «проблемой 2011 года» и ломаем голову над ее решением. А переворачивать шахматную доску посреди игры, пытаясь сегодня изменить все тарифное меню в регионе, считаю не только нецелесообразным, но и безответственным. Бог терпел, мы все терпели, потерпите и вы, уважаемые коллеги.
Озадачил «Губернский час»
Про статус гарантирующего поставщика и граждан, «объединяющихся в группы, чтобы бороться с КРЭС, остающимся пока гарантирующим поставщиком и выставляющим огромные суммы за свои услуги». Цитата - близко к тексту из комментария ведущей недавней программы «Губернский час» на канале ГТРК «Мурман», предваряющего ответ губернатора якобы на эту тему. Вроде бы и журналист опытный, и вопрос задает не кому-нибудь, а высшему должностному лицу Мурманской области, а в вопросе комментарии длиной в две строчки три ошибки и две несуразицы. Ну то, что КРЭС уже не гарантирующий поставщик и чем он вообще на хлеб себе зарабатывает, мы уже рассказали. То, что ни он, ни Колэнергосбыт (на случай если журналистка путается в понятиях и считает Колэнергосбыт за КРЭС и наоборот) не выставляет гражданам никаких сумм, а работает только с исполнителями коммунальных услуг, мы уже тоже объясняли. Мало того, именно ГТРК «Мурман» усилиями молодой журналистки Елены Горячевой не так давно уже «вляпалась» в эту тему, активно защищая позицию одной из управляющих компаний города Мурманска, получившей за свои действия предостережение прокуратуры, о чем журналистка бодро и поведала в сюжете, очевидно, так и не поняв, кто кому, за что и что дал. Мы культурно ГТРК «Мурман» поправили, списав все на неопытность и задор юной очаровательной особы в эфире. Но урок, очевидно, не пошел впрок, и, как видим, ГТРК «Мурман» опять наступила на «те же грабли». Чем, наверное, немало озадачила губернатора Дмитрия Дмитриенко, вынужденного рассказывать опытной журналистке про проблемы Колэнергосбыта на оптовом рынке и про его статус гарантирующего поставщика, потому как ему-то как раз хорошо известно, что КРЭС никаким статусом ГП уже не обладает. А вот статус Колэнергосбыта, слава богу, пока на месте, и вопрос о его лишении, по большому счету, на сегодня снят с повестки дня. Хочется напомнить, что вообще-то заканчивается переходный период в электроэнергетике и с 2011 года на розничном рынке, возможно, начнется реальная конкуренция поставщиков. И тогда статус ГП наконец обретет покой и свое первоначальное предназначение - поставщика последней надежды для тех, кто временно не нашел себе коммерческого поставщика. И продавать электроэнергию он будет по самой дорогой цене в регионе. И будет еще много разумных других вещей, которые позволят и нам, и, самое главное, нашим любимым потребителям сказать, что вот оно «счастье» - ради которого и делалась реформа, и мы все терпели столько лет. Все это, возможно, будет, а возможно, и нет. По этому поводу в энергетическом сообществе идут сегодня жаркие дискуссии, и мы в них участвуем отнюдь не на последних ролях. Но это уже другая история, о которой мы тоже вам непременно расскажем, так как она касается всех: и нас, и вас, и будущего страны.
(«Полярная правда», № 21).