Человечество воюет. Воюет почти непрерывно, жестоко и беспощадно. За последние пять с половиной тысяч лет произошло пятнадцать тысяч войн. Они унесли больше трех миллиардов человеческих жизней. Количество населения планеты регулируется самым варварским способом. Иногда кажется, что мы и на свет-то явились, чтобы воевать, чтобы убивать друг друга. Как угодно, кого угодно, за что угодно и чем угодно. Пройден сложный путь от дубины до ядерного оружия. Всего двести девяносто два года мира за пять с половиной тысяч лет.
Все свои колонки я пишу, основываясь на собственном опыте - жизненном и журналистском, рассказываю о встречах, событиях, в которых в той или иной степени принимал участие, на том же основании делаю выводы, наверняка, порой ошибочные, но это мои выводы и мои ошибки.
В феврале этого года довелось мне участвовать в мероприятии одновременно и любопытном и странном. В норвежском Киркенесе, в рамках фестиваля «Баренц-спектакль» решили провести политическое мероприятие. Что-то типа круглого стола, который назвали «Информационные войны». Выглядело это так: за столом четыре журналиста - двое норвежцев, двое русских, плюс норвежец - модератор дискуссии. Русские - это я, ведущий программы «Послевкусие» на «Большом радио», и весьма космополитичный фрилансер (родом из Москвы, живет с семьей на Кипре, работает в Лондоне). То есть вроде оба журналисты. За час до начала дискуссии выяснилось, что оба норвежца не журналисты, а политологи. В зале полторы сотни слушателей, или зрителей, или болельщиков - кому как нравится. Публика разношерстная и разноязыкая, из десятка стран мира от Соединенных Штатов до России. Цель организаторов была понятна - доказать, что Россия ведет против Запада бессовестную и циничную информационную войну. Запад при этом - невинная и бедная жертва этой войны.
Норвежцы в этой дискуссии намеревались одержать убедительную победу. Во-первых, они выставили против нас двух политологов. Во-вторых, мы, российские участники, были совершенно разными по взглядам, пристрастиям, предпочтениям, по образу жизни, наконец. В-третьих, модератором был норвежец, но, к счастью, журналист. Дискутировали мы чуть больше часа. В конце концов, все собравшиеся поняли, что Запад ведет против России точно такую же информационную войну. Поняли, что те, кто ведет войну, это вовсе не журналисты, а пропагандисты. Поняли, что способы ведения войны весьма схожи. Наша концепция: пункт первый - во всем виноват Обама, пункт второй - если Обама не виноват, смотри пункт первый. Их концепция: пункт первый - Россия всегда не права, пункт второй - если Россия права, смотри пункт первый.
Итоги дискуссии оказались такими. Два совершенно разных русских журналиста нашли общий язык. Мы были проще в высказываниях и убедительнее по существу. На нашей стороне оказались почти все зрители и даже модератор, который в ходе дискуссии сумел поссорить норвежских политологов друг с другом. Нам аплодировали, а вице-консул Генерального консульства России в Киркенесе долго жал руку и благодарил за дискуссию.
Почему я это вспомнил? Да уж не потому, что хотел похвалить себя, любимого, а потому, что у этой встречи было продолжение. В конце июня позвонила коллега и сказала, что в Мурманск приезжают два американских журналиста из «самого Вашингтона» и хотят со мной встретиться. Почему со мной? Выяснил уже при встрече. Оказывается, один из американцев в феврале был в Киркенесе и слышал, как мы «уделали» норвежских политологов. Познакомиться нам тогда не довелось. Еще раз подчеркну, что американцы были из Вашингтона. Это важно. Важно, что они, приехав из «ихних столиц», толком не знали, зачем приехали, толком не знали, куда приехали, толком не знали, какой материал собираются делать. В чистом виде «поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что». Вопросы задавали глупые, или как я их называю «детские», например, как нам живется под санкциями, или как живут люди в наших ЗАТО и о чем мы хотели бы их спросить. К санкциям у меня отношение особое. Помните, как поначалу наши пропагандисты кричали, что это санкции против президента России. Но оказалось, что это совсем не так. Я считаю, что это санкции против меня лично. И я не одинок в своем мнении. Очень многие россияне расценивают санкции, как направленные лично против него. А значит, никогда никаких целей они не достигнут, никаких задач не решат и уж, конечно, ничего не выгадают. А что касается жителей ЗАТО, то какие у нас могут быть к ним вопросы, если мы регулярно бываем в ЗАТО и знаем жизнь в этих закрытых городах, что называется, изнутри?
Вот вспомнил, что в декабре прошлого года у меня брали интервью двое англичан с Би-Би-Си. То же самое незнание предмета, примерно те же самые «детские» вопросы. Выводы напрашиваются сами собой: чем дальше страна находится от России, тем меньше о ней знают. Даже журналисты. И знать не хотят. Иногда кажется, что они даже гордятся своим невежеством. А может быть, им просто и не надо ничего знать о нас для того, чтобы выполнить редакционное задание? Они задают вопросы, но ответы их совершенно не интересуют? Очень похоже на то. Отличный норвежский журналист и по совместительству мой друг с горечью сказал мне, что двадцать лет назад для того, чтобы стать журналистом в Норвегии не обязательно было иметь высшее журналистское образование, но журналистика в стране была. Теперь высшее журналистское образование обязательно, но журналистики в Норвегии сегодня нет.
И действительно, зачем им сегодня журналистика, если они на пару со шведами теперь озабочены сбором доказательств, что наши поморы - выходцы из Скандинавии, а вовсе не пришли на Север из Новгородской республики. Ей-богу, мания величия какая-то!
Ну и в заключение событие этой недели - отстранение нашей команды в полном составе от участия в Паралимпиаде в Рио. Команды, в которой ни один спортсмен никогда не был уличен в использовании допинга. Правило «Россия всегда не права» действует. Психическая атака продолжается. Именно психическая, а не психологическая. Ну, вы меня поняли.
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СПОРТ + ПОЛИТИКА + ДОПИНГ = ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СДЕЛАЕМ ДРУГ ДРУГУ ПРИЯТНО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А МУЗЫКА ВАША НАМ НЕ НРАВИТСЯ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО ВОЙДЕТ В КЛЕТКУ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. «ВЕЛИК МОГУЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫКА»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДОЧКИ-МАТЕРИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И НЕ ХОЧУ Я ЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СОЧИНЕНИЕ К ДНЮ ПОБЕДЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ДУМАЛ НЕ ГАДАЛ ОН, НИКАК НЕ ОЖИДАЛ ОН
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УХОДЯЩАЯ НАТУРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРАЙМЕРИЗ. ЗАПИСКИ ШИЗОФРЕНИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-5
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Он сказал: «ПОЕХАЛИ!»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ