Ну как в первый день полярной ночи не поговорить о чем-нибудь светлом? Я вас, дорогой мой северный читатель, в начале статьи нагружу интересной информацией, которой вы сможете блеснуть в приятной вам компании.
Антрополог Игорь Крупник в языке юпик Центральной Сибири насчитал 40 терминов, описывающих снег. В эскимосском диалекте канадского региона Нунавик таковых оказалось уже 53, а в диалекте инюпиак на Аляске зафиксировано почти 70 слов, обозначающих лед. И все же эскимосы не единоличные лидеры.
Исследования норвежского лингвиста Оле Хенрика Магга показали, что у саамов, живущих на севере Скандинавии и России, есть минимум 180 слов для обозначения снега и льда. А у саамов же находим около 1000 слов для северного оленя, описывающих его телосложение, характер, форму рогов.
Конечно, когда каждый день вас окружает только снег, а самые верные и преданные друзья - олени, то, уверен, у вас появится множество эпитетов и поэтических словосочетаний, посвященных им. Кажется, что эти новые нужные слова витают в воздухе. Мы ведь искренне удивляемся необычным определениям, о которых сами не догадались.
В этом, наверное, и сила поэзии, сила слова: сказать главное, не назвав по имени. Мы пишем стихи прекрасному, читаем оды восхитившему, ищем эпитеты, когда других слов уже нет. Хотя я уверен, что северяне просто любят снег, любят окружающую их природу и слагают о ней легенды. Не скупы они, суровые северные народы, на ажурные и невесомые определения.
Но суровый российский коммерсант не таков. Он сказал как отрезал. Ему вообще не до эпитетов. Я, дорогой читатель, когда вижу некоторую рекламу, сразу вспоминаю анекдот, который, видимо, является краеугольным принципом при составлении рекламного объявления.
Вспомните юмореску, про то, как в одном купе ехали три женщины, и одна из них говорит «Я люблю индейцев», другая - «Я люблю спортсменов», третья - «А я военных». Тут же мужик с верхней полки свешивается и говорит: «Разрешите представиться - мастер спорта полковник Чингачгук!».
Это ж обязательно надо сразу с первой попытки всем угодить (мы об этом с вами рассуждали в статье «Впихнуть невпихуемое»). Но так как а) полуторачасовой монолог в рекламный ролик не влезает, и б) шеф требует, чтобы все и всех упомянули, то экономить начинают на содержании. Как это выглядит? А напрягите-ка память, уважаемый читатель, и у вас сразу перед глазами всплывут «замечательные предложения», сопровождаемые словом «лучший».
Ну правда, зачем писать, что, например, «у нас единственные и нигде и никогда неповторимые заколки, которые сделаны специально для вас!»? Давайте просто напишем - «лучшие заколки». Другой вопрос: а в чем лучшие? В прыжках в длину? Лучшими бывают в спортивных соревнованиях, конкурсах. Да, разумеется, вверху есть пометка «*» и внизу мелким шрифтом «По мнению авторитетного агентства «Пупкин без партнеров» на основании данных исследования от каменного века до наших дней».
Уверены, что это эффективно? И это-то с учетом того, что на соседнем доме висит аналогичная реклама, только агентство упомянуто другое. Но тоже «лучшие». Где же эпитеты? Где сочные причастия? Где головокружительные обороты?! У нас весьма богатый язык, даже очень богатый язык, так отчего ж из кладовой пару-тройку жемчужинок не достать? Вот приложите вместо «лучшие» пару сочных эпитетов, например, легкомысленные, игривые, кокетливые, сумасшедшие, вызывающие зависть и т.д.
Признаюсь, что на эту пресность в рекламе, пресс-релизах мое внимание обратил Игорь Манн. Он первым в моей практике прямо сказал: «Доставайте мешок с прилагательными и причастиями и осыпайте ими свою продукцию». Перечитайте свои же релизы. Вы чувствуете на вкус, видите ли цвет того, о чем пишете? Есть ли в описании вашей услуги что-то похожее на такой термин - «снег, удобный для езды на нартах»? Помню, выбирая, где заказать пиццу, я остановился на той компании, что пообещала привезти мне ее огненно горячей.
Пусть ваш Чингачгук будет статным и широкоплечим, вызывающим трепет, с трогательным, но горделивым, взглядом, и лучистой мальчишеской улыбкой. Позвольте вашему будущему клиенту влюбиться в то, что он видит или слышит. Дайте ему новых чувств, новых красок, ему их так не хватает в повседневности. Улыбните его, заинтригуйте, заставьте томиться догадками, но постоянно о вашем продукте думать. Не бойтесь ошибиться, ведь с чувствами не бывает правильных ответов и стопроцентно срабатывающих рецептов. Продайте мне желание быть снова вашим покупателем!
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок