Предпринимательством в нашей стране законодатель определил «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Мне больше всего нравится определение Говарда Стивенсона, которое гласит, что предпринимательство - это погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем. И хотя под ресурсами часто понимают землю, средства производства, недра, технологии, я уверен только в одном: главный ресурс - люди, которые на тебя работают.
Начало года для многих коммерсантов совпадает с переосмыслением своего штатного расписания, которое с 1 января этого года микропредприятиям разрешено не вводить. «Кто будет для меня зарабатывать деньги?» - вот вопрос, сидящий в голове работодателя. Следующий за этим вопрос - как платить ему меньше, а получать больше? Я не хочу сейчас принимать точку зрения ни работодателя, ни работника, и оценивать гуманность этой фразы. Безусловно, сама постановка вопроса весьма бесчеловечна, но она именно такова, потому что работодатель рассматривает труд как один из ресурсов, который должен приносить доход, а не убыток, в противном случае предприятие умрет. Такие мучительные поиски баланса интересов приводят к появлению разных форм оплаты труда: оклад, сдельная с окладом, повременная и прочее. Оказывается, что есть даже работники, готовые работать без оклада. Удивлены? Давайте посмотрим, кто эти люди и как их найти.
Излюбленным типом работодателя, что бы ни говорили и как бы ни ругали, являются новички на рынке труда, ведь для них важнее опыт и отметка в резюме. Обязан заметить, что такого работника следует искать среди тех, кто, ввиду наличия финансовой подушки, может себе позволить работать в интересной ему сфере, в которой не хватает опыта. У таких людей еще нет финансовых и семейных обязательств, ведь оклад необходим, когда есть финансовые обязательства и понимание того, за что платить в следующем месяце.
Другой тип работников, готовых работать без оклада - это, если наиболее корректно, маргиналы рынка труда, отчаявшиеся в поиске работы. Уверен, в практике каждого работодателя встречались персонажи, в резюме которых нет ни одного рабочего места, где бы он задержался больше года. На оклад их уже никто брать не готов - кому нужна «перелетная птица»? Есть и другие причины: отсутствие гражданства, проблемы со внешностью, очень ранний или уже пенсионный возраст, наличие судимости, - те причины, которые не сильно влияют на продуктивность работы, тем не менее для многих работодателей являются своеобразным стоп-фактором.
Но бывают и такие причины, которые в резюме или трудовой книжке вы не найдете: скверный характер, чересчур амбициозные запросы при абсолютной непрофессиональности, хронические лентяи и прочие. Брать последних на работу - не просто невыгодно, а даже опасно. Деструктивное поведение заразно, а заразу лучше не допускать, чем потом лечить.
Самый дорогой класс работников, разумеется, - профессионалы отрасли. Они точно представляют себе, как и сколько они могут заработать в вашей компании, оклад их не интересует совершенно. Но найти таких людей - задача очень непростая, ведь окладом их не заманить, равно как и разными дополнительными «фишками» вроде ДМС и бесплатных обедов. Их могут привлечь уникальность вашего товара, высокая маржинальность товаров и услуг, порядочность и репутация компании, своевременность и точность выплаты бонусов. Но будьте готовы к тому, что эта категория может перерасти в вашего конкурента, а вы, в лучшем случае, станете просто одним из его поставщиков. Обязательно помните, что ваш наемный сотрудник - это ни в коем случае не партнер, ведь всю полноту ответственности за успех или неудачу предприятия несете только вы.
Выбирая из вышеозначенных типов работников, держите в голове простую шпаргалку: «Что я выиграю, если возьму его? - Что я потеряю, если возьму его?». Неправильно подобранный работник может стоить очень дорого, так что в попытке сэкономить не нарвитесь на ущерб. Но кто не ищет, то и не находит, верно?
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок