Каждый гражданин нашей необъятной родины помнит о том, что, не заплатив налоги, спать спокойно не получится. И хотя врачи пока не доказали, что неуплата налогов отрицательно воздействует на нейронные связи мозга, однако многим мысль о налогах действительно не дает расслабиться.
Налоги - это вечный раздражитель, с которым мы вынуждены считаться, но в который абсолютно не верим. И речь сейчас не о пресловутых 13 процентах, а о всей гамме скрытых налогов, которые хотя и носят другое название, но по своей «духовной» природе являются именно налогами.
На днях во время встречи с другом, который уже некоторое время вынашивает идею открытия собственного дела, он в очередной раз принялся рассказывать мне свои планы. О первоначальном ценовом демпинге при вхождении на рынок, о системе лояльности, которая поможет подстегнуть спрос, о новом формате для нашего города.
Все звучало довольно убедительно, до тех самых пор, пока он не начал показывать мне числа. При цене продукта, которая была ниже средней цены по рынку, проект по словам знакомого мог иметь вполне неплохую маржинальность. Убедившись, что чудеса - это привилегия литературного жанра, я поинтересовался о том, что он закладывал в установленную цену для получения таких чисел.
Он принялся мне объяснять и в процессе его рассказа я осознал, что представление о том, с чем же ему предстоит столкнуться, весьма размыты. Когда я поведал ему об общей налоговой нагрузке, НДФЛ и социальных взносах и произвел примерный пересчет его плана (который, к слову оказался уже куда менее радужным), он задал только один вопрос - «за что столько»?
Этот вопрос часто приходится слышать, когда речь заходит о налогах, выраженных в реальных числах. Люди просто искренне не понимают, за что они должны платить такие суммы. И большая удача для государства, что обычные граждане понятия не имеют, какая часть денег, которые причитаются им в теории, на практике уходят государству в той или иной форме.
Представьте картину: если бы человек получал всю сумму оплаты труда на руки, а после чего сам производил бы отчисления в налоговую и фонды, то скорее всего после отчисления более 40 процентов от своих кровно заработанных, гражданская позиция как отдельного гражданина, так и населения в целом резко бы выросла. Либо граждане также, как и юридические лица, принялись бы оптимизировать налоги.
Стоит заметить, что юридическим лицам с определенной периодичностью удавалось находить способы оптимизации налогового бремени. Однако, налоговая также не стояла на месте и оставляла предпринимателям все меньше места для маневра. Да и суды определили для себя в налоговых делах вполне ясный, но крайне неприятный для участников предпринимательской деятельности подход.
Необоснованная налоговая выгода стала трендом судебной системы. Законодатели тоже не отстают и рассматривают законопроекты, которые направлены на решение проблемы использования налогоплательщиками формально правомерных действий с целью неуплаты налога или неправомерного получения права на возмещение налога из бюджета.
Так, проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 54 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», фактически может позволить налоговикам пересмотреть цель того или иного факта хозяйственной жизни, в рамках чего налоговый орган определит суммы налогов и сборов, подлежащую уплате налогоплательщиками, без учета операции, цель которой по мнению налогового органа заключалась в получении необоснованной налоговой выгоды.
К чему это приведёт с учетом сложившейся правоприменительной практики представить можно, хотя и не очень хочется. Все это приводит к тому, что все больше предпринимателей уходят в откровенно черные схемы, которые априори лежат вне зоны регулирования.
Это, в свою очередь, заставляет государство еще более закручивать гайки в отношении тех, кто полностью не ушел в тень. Вот и получается, что отдуваться за теневиков придется обычным предпринимателям. К чему эта тенденция приведёт, остается только догадываться.
Налоги конечно платить важно и нужно. Только вот очень плохо, когда налог начинает восприниматься как форма вражеского побора, которая уходит в неизвестном направлении, а не как социальный долг каждого гражданина, который способствует развитию государства.
Максим Горнаев
юрист, эксперт «Pro bono»
Рисунок Алены Галишниковой
Супружеская измена как субъективное право