Как ИА «Nord-news» уже сообщал, пятеро депутатов Госдумы за участие в мониторинге выборов в непризнанном Нагорном Карабахе объявлены Министерством иностранных дел Азербайджана персоной нон-грата на территории этой закавказской республики. В их числе депутат ГД Игорь Чернышенко.
По просьбе редакции Игорь Константинович комментирует произошедшее:
«Предыстория этого вопроса очень интересна. Я по своей жизни очень тесно связан с Азербайджаном. В своё время учился в школе в Баку, работал в Кировобаде, потом в институте в Ереване. Хорошо знаю внутреннее положение в этих республиках-государствах, как в советское время, так и сегодня. Будучи депутатом Госдумы, много раз бывал в Ереване и Баку и душевно тесно связан с этими двумя странами. Это один аспект, второй - я в качестве наблюдателя очень часто выезжаю на выборы в разные страны. Был в Болгарии, Словакии, Азербайджане, Армении. Как у наблюдателя ГД и члена комиссии Думы в Совете Европы, опыт работы в этой сфере -достаточно обширный. Поэтому, когда я получил предложение от неправительственных организаций Нагорного Карабаха - посмотреть, как проводятся выборы в парламент этой республики, то я его принял. В то же время я понимал, что у Нагорного Карабаха - особый политический статус, это достаточно противоречивое региональное образование на Кавказе. Совет Европы считает, что правовой статус Нагорного Карабаха, как спорной территории между Арменией и Азербайджаном, до конца не определён. Есть такая политическая группа, куда входят представители России, США, Франции - она пытается урегулировать конфликт, делать шаги, ведущие к сближению Армении и Азербайджана. И наш президент Дмитрий Медведев встречался не раз по этому вопросу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саргсяном. Рассматривались различные варианты сближения позиций и определения статуса Нагорного Карабаха. Территория, повторяю, противоречивая, конфликтная, там достаточно сильное военное противостояние.
Приняв предложение, я в первый раз посетил Нагорный Карабах. Увидел людей, которые представляют сегодняшнее население, политическую и экономическую ситуацию. 23 мая состоялись выборы в парламент Нагорного Карабаха по международным стандартам. Я был на 10 избирательных участках. Выборы прошли на достаточно цивилизованном и высоком уровне, в них приняли участие до 70% избирателей и 4 политические партии - все они получили свои места в парламенте. Выборы проходили в доброжелательной, конструктивной обстановке, и я на итоговой конференции, как гражданин России, прибывший как депутат ГД с неофициальным визитом, высказал свое видение того, как они состоялись. Я понимал, что взгляд на это Азербайджана будет немного жёстким, потому что они не признают проведение этих выборов. И Совет Европы очень аккуратно относится к легитимности процессов на этой территории. Но в Карабахе есть президент, избранный народом, на пятый срок избирается парламент, и я считаю, что при всей сложности отношений к этому образованию, очень острожной позиции России, которая признаёт территориальную целостность Нагорного Карабаха, мы должны признавать и признаём право нации на самоопределение. Есть опыт Абхазии и Северной Осетии, опыт Косово, ряда других спорных территорий. Я считаю необходимым объективно оценивать не только внешнеполитическую, но и внутреннюю ситуацию в этой стране, поэтому я там побывал. Считаю, что Армения и Азербайджан - два равноправных партнёра. Очень много представителей этих государств в России и в Мурманской области. Сильные и интересные диаспоры, они тоже заинтересованы в мирном разрешении этого конфликта. При этом бесспорным является право людей, проживающих в Карабахе, на выбор своего пути развития. К сожалению, там не очень много азербайджанцев, которые в ходе военных действий были вынуждены уехать из этой территории. Я считаю, здесь важно увидеть ситуацию изнутри. Итоги выборов считаю объективными. Не совсем понятна жёсткая реакция Азербайджана. Я считаю, это государство само должно быть заинтересовано в объективном взгляде на ситуацию в республике Нагорный Карабах. Глубоко уверен, что официальная генеральная линия нашей российской политики, безусловно, является доминантной. Очень жаль, что я не смогу побывать в ближайшее время в Кировобаде. Но надеюсь, что санкция Азербайджана будет носить не постоянный характер».