Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области приняло решение признать рекламу Потребительского общества «Первое Мурманское общество взаимного кредита» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Как сообщает Ирина Лапина, пресс-секретарь УФАС России по Мурманской области, Дело было возбуждено в августе 2010 года по заявлению Главного управления Банка России по Мурманской области. Суть заключалась в том, что в печатных СМИ региона общество размещало рекламное объявление следующего содержания: «Первое Мурманское общество взаимного кредита Вклады 21% годовых. Железно». Далее указывались адреса, телефоны и e-mail, по которым можно обратиться.
По правому краю рекламного модуля очень мелким, бледным, трудночитаемым на темном фоне шрифтом, вертикально по отношению к основному тексту, напечатана пояснительная надпись следующего содержания: «Отпечатано по заказу Потребительского общества «Первое Мурманское общество взаимного кредита» на правах рекламы, процентная ставка указана без учета налогов, для суммы от 500 тыс. рублей, при сроке размещения от 6 мес. Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону или в офисе «Первого Мурманского» по адресу: Ленина, 68. Вклад - договор передачи личных сбережений. Для участия в программе необходимо стать пайщиком общества, уплатить вступительный и паевой взносы».
Рассмотрев содержание рекламы, представленные документы и объяснения, комиссия Мурманского УФАС установила следующее.
Нормы действующего российского законодательства разъясняют, что термин «вклады» могут использовать только банки, которые по закону обязаны страховать вклады населения. Однако из распространенной рекламной информации следует, что «Первое Мурманское общество взаимного кредита» принимает вклады от физических лиц. Между тем Общество фактически принимает заемные средства пайщиков. Таким образом, создается впечатление, что рекламируемое размещение денежных средств равнозначно как по условиям, так и по надежности, вкладам в банках.
Наряду с этим в рекламе отсутствуют существенные условия оказания рекламируемой услуги, а именно: величина вступительного и паевого взносов; сумма вклада в течение действия договора не должна превышать 1000000 рублей; срок договора до 12 месяцев; с суммы дохода удерживается подоходный налог в размере 13 процентов.
Рассматривая в совокупности трудность восприятия текста пояснительной надписи и отсутствие части существенной информации о рекламируемой услуге, специалисты Управления ФАС пришли к выводу, что данные обстоятельства могут привести к искажению смысла рекламы и способствуют введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Учитывая все обстоятельства дела, комиссия Мурманского УФАС признали рекламу Потребительского общества «Первое Мурманское общество взаимного кредита» ненадлежащей. Обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Материалы в отношении Потребительского общества также переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Как вклады железно превращаются в заемные средства
