Разработка «туннельного» законопроекта и практическое решение проблем с многомиллионными штрафами по отношению к мурманским рыбодобытчикам - эти две проблемы выделил заместитель председателя Государственной Думы Валерий Язев (фото) на совещании по вопросам законодательного обеспечения рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Мероприятие под председательством вице-спикера состоялось в Госдуме 12 сентября. Как мы уже сообщали, в нем приняли участие председатель комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е. Туголуков, глава Росрыболовства А. Крайний, представители рыбацкого сообщества.
Участники обсудили ряд острейших проблем, в том числе запрет на производство продукции из водных биоресурсов при рыболовстве в научно-исследовательских целях. На Севере 90% вылова приходится на ту рыбу, вылов которой регулируется совместными международными актами. С 2008 года хранение рыбы на борту запретили. Между тем 80% исследовательских работ проводится в водах совместного ведения, где выброс и уничтожение рыбы запрещены. В результате, суда штрафуются как за хранение рыбы, так и за ее выброс. Глава Росрыболовства Андрей Крайний также поддержал предложение внести соответствующие поправки в законодательство: «Практика показала избыточность запретительной меры. Получается, что государство выделяет бюджетные деньги на научные исследования и выделяет бюджетные же деньги на уничтожение рыбы, полученной в результате этих исследований»
По мнению Валерия Язева, также необходимо рассмотреть поправки в законодательство, направленные на решение проблемы захода в российские порты (включая Мурманск) новых (или модернизированных) судов, построенных на иностранных вервях. В северном бассейне 71 промысловый корабль не имеет возможности заходить в российские порты, в частности из-за того, что по действующему законодательству они подлежат обложению таможенной пошлиной и НДС. Весь этот флот базируется в иностранных портах и, соответственно, развивает зарубежные экономики. По некоторым оценкам из-за этого Россия теряет порядка 4,5 млрд рублей ежегодно. Глава Росбыловства отметил, что ведомство не против «таможенной амнистии», ограниченной определенными сроками.
На совещании также обсудили порядок перегрузки выловленной рыбы на транспортные суда в российской экономической зоне. Ситуация с перегрузом рыбопродукции на транспортные суда в российской экономической зоне, выработанной из «прибрежной квоты» и доставленной затем в прибрежные регионы Российской Федерации, трактуется морской инспекцией пограничного управления ФСБ Российской Федерации как браконьерство. К судовладельцам и капитанам применяются нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым штраф на капитана составляет 100 процентов рыночной стоимости перегруженной рыбопродукции. В результате обсуждения вопроса решено 14-15 сентября в Мурманске провести совещание под председательством Валерия Язева, с участием губернатора области Дмитрия Дмитриенко, депутатов областной думы, представителей рыбацкого сообщества, государственной морской инспекции погрануправления ФСБ России.
Подводя итоги, Валерий Язев предложил на базе думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии создать рабочую группу по совершенствованию рыболовного законодательства. «Мы проработаем план мероприятий вместе с комитетом и Федеральным агентством по рыболовству. Важным игроком здесь будет областная дума Мурманской области как субъект права законодательной инициативы. А я обещаю оказать поддержку вашим инициативам», - отметил Валерий Язев, обращаясь к депутатам из Мурманской областной думы.
«Фрагментарный принцип внесения поправок не решит всех проблем в полной мере. Нужен комплексный, системный подход. Рабочая группа должна в ближайшее время представить перечень законов, которые требуется изменить» - отметил вице-спикер. Возможно, изменения коснутся не только федерального закона «О рыболовстве», а также законов «О государственной границе» и «О континентальном шельфе».