На Международном арктическом форуме выступили Браем Лоусон, профессор университета Аляски в Фэрбенксе, представитель Арктической исследовательской комиссии США, и Игорь Левитин, министр транспорта РФ. Их доклады объединила тема развития судоходства в Арктике.
Браем Лоусон, в частности, подчеркнул, что наиболее важной рекомендаций Арктического морского совета является необходимость принятия кодекса полярного судоходства, который бы обеспечил соответствие развития морской индустрии единым стандартам. Этот морской полярный кодекс должен быть разработан к 2013 году.
Основной причиной, тормозящей развитие навигации, по словам Браема Лоусона, является неразвитая инфраструктура в арктическом регионе. Для того, чтобы создать современную инфраструктуру - начиная от спутников до составления карт - необходимы государственные и частные инвестиции. «Государственно-частное партнерство позволит создать эффективные морские транспортные системы и обеспечить необходимую безопасность», - подчеркнул профессор. При этом ученый отметил, что инвестиции в Арктику - долгосрочные, рассчитывать на быструю окупаемость стоит не всегда. Кроме того, Арктический морской совет разрабатывает новый документ, который выражает согласие всех 8 арктических государств о предоставлении информации о своих арктических территориях. Также при Совете создана специальная группа, которая разрабатывает варианты действий различных служб во время разлива нефти.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, рассказал о транспортной составляющей в освоении Арктики. «Очевидно, что основным видом транспорта в Арктике является морской транспорт», - подчеркнул он. Но основной проблемой в развитии судоходства в высоких широтах в России остается несовершенная законодательная база. Сейчас в Государственную Думу РФ внесен законопроект о Северном морском пути, и министр транспорта предложил участникам форума способствовать скорейшему принятию закона. Кроме того, он озвучил информацию, которая была воспринята с явным одобрением большинства участников форума. «В бюджете будут заложены средства на строительство ледоколов нового типа - 20 млрд рублей на три года», - сказал Игорь Левитин. Планируется, что будут построены один атомный и три дизель-электрических ледокола, сообщает пресс-служба САФУ.