Инспектора УФНС РФ по Мурманской области понимают, что региональная налоговая политика не может существовать без налоговой практики, как и практика не может существовать без политики. Об этом говорил глава региональной налоговой службы Сергей Родионов (фото 1) на II областной налоговой конференции, проходящей сегодня в Мурманске.
«Все мы: и бизнес, и налоговые органы, и депутаты - решаем главную задачу - пытаемся формировать эффективную налоговую систему, - говорил Сергей Викторович. - Чтобы обеспечить стабильно высокими доходами бюджет страны, чтобы государство могло нести свои расходные обязательства. С течением времени налоговая система развивается: если в 90-е годы в отдельных регионах было более ста налогов, то сейчас мы имеем 10 основных налогов и 4 специальных налоговых режима. В период кризиса государство предприняло ряд действий по оздоровлению экономики: была уменьшена ставка налога на прибыль, приняты меры по его администрированию, изменялась ставка налога на добавленную стоимость, применялось ускоренное возмещение НДС, прошел ряд изменений по системе налогообложения.
Александр Геннадьевич (Лебедев, президент СПП МО. - Авт.) говорил об эффективности налоговой системы, которая должна соответствовать уровню развития государства и текущему состоянию дел в экономической системе страны. Наверное, так оно и должно быть, но сегодня вопрос снижения налоговых ставок в федеральном центре активным образом не обсуждается. Просматривается тенденция снижения налогового бремени за счет упрощения различного рода процедур, введения новых сервисов и услуг налогоплательщикам по исполнению ими налоговых обязательств. Думаю, именно в таком направлении в ближайшей и среднесрочной перспективе это и будет применяться для снижения нагрузки на бизнес. Вопрос качества данных услуг - обсуждаем и решаем, и УФНС РФ по МО в этом участвует.
За первое полугодие 2011 года в бюджетную систему РФ от налогоплательщиков, зарегистрированных в Мурманской области, поступило порядка 23,5 млрд рублей. Это 28% - рост к аналогичному периоду прошлого года, 24% - рост к самому удачному докризисному году, 2008-му. Основу консолидированного бюджета региона составляют 3 основных налога: НДС, налог на прибыль и НДФЛ. Что касается налога на доходы физических лиц, то были ожидания проблем с его исполнением в этом году, после повышения процента страховых взносов. Серьезные дебаты были и с формированием бюджета на 2011 год, потому что мы реально понимали, что нагрузка, связанная с ростом страховых отчислений, может повлиять на формирование НДФЛ. Поэтому налоговики акцентировали свое внимание не на повышение заработной платы, не на легализации налогооблагаемой базы, а на работе с бизнесом по своевременному перечислению НДФЛ в бюджет. В итоге мы видим, что задолженность по этому налогу в казну не приросла, рост поступлений суммы налога соотносится с темпами роста фонда оплаты труда.
Хочу отметить, что, работая в различных комиссиях, мы не обращаем внимания на выплату заработной платы, а только пытаемся оценить, насколько легальна та налогооблагаемая база, с которой исчисляется НДФЛ. Вопрос «конвертов» несет уголовную составляющую, им должны заниматься другие органы. И если налоговый инспектор пытается давать на работодателя, чтобы тот довел зарплату своего персонала до уровня среднеотраслевого, то это неправильно. Мы такую инициативу пытаемся искоренять».