Без дальних железнодорожных подходов развивать порты бессмысленно, а проект «Белкомур» актуален на все 100 процентов. Этим тезисом заместитель министра транспорта России Виктор Олерский предварил выступление Олега Чиркунова на II Международном форуме «Арктика - территория диалога».
Суть проекта заложена в его названии: в нем указаны три фундаментальных составляющих «Белкомура» - Белое море, Республика Коми, Урал. По словам губернатора Пермского края, идея проекта зародилась примерно в одно время с идеей появления Русского географического общества. Сейчас в Березниковско-Соликамском промышленном узле ключевым видом бизнеса является добыча калийных удобрений. Инвесторы начали вкладывать средства в развитие производства. Сейчас промузел выдает порядка 10 млн тонн продукции в год. К 2015 году объем может возрасти до 15 млн тонн. «Если мы говорим о загрузке Северного морского пути в размер 60 млн тонн в год, то этот продукт составляет четверть общего тоннажа», - считает Олег Чиркунов.
По его словам, к 2008 году стало очевидно, что существующий объем грузов невозможно доставлять до Транссибирской магистрали из-за перегруженности магистральной ветки, да и сам Транссиб был уже не в состоянии принять этот груз. «Транссибу нужно пропускать контейнерные перевозки для того, чтобы выполнять нормативный срок доставки и пропускать пассажирские поезда. Когда он загружен другими грузами, начинаются сбои», - отметил губернатор.
Разумеется, встала необходимость снизить нагрузку на Транссиб, и отвести от магистрали часть грузопотоков. На 2008 год было намечено принятие решения о строительстве «Белкомура» за счет Инвестиционного фонда. Но грянул кризис, и было принято решение притормозить реализуемые за счет инвестфонда проекты.
Олег Чиркунов считает, что проект нужен далеко не только Пермскому краю. По расчетам пермских властей, «Белкомур» уже «набирает» порядка 30 млн тонн грузов. Это серьезная грузовая база в том числе для северных портов. Глава администрации Пермского края поделился своими прогнозами и возможными решениями, которые будут искать бизнес и государство для разрешения проблемы перегруженности Транссиба.
Первое возможное решение - использовать потенциал портов Волги и Камы для того, чтобы часть грузов направить на юг. Второе решение - усиление существующей железной дроги от Солекамска до Перми. Однако это решение проблем на локальном участке.
«Государство потратит 20-30 млрд рублей и решит одну локальную задачу. Но если государство потратит примерно втрое - вчетверо больше (и инвесторы вместе с государством), если вместо того, чтобы делать дорогу на юг по существующей трассе, оно вспомнит о существовавшем столетие проекте «Белкомур» и пойдет на север, то мы получим дополнительную магистраль, которая позволит решить многие вопросы», - уверен Олег Чиркунов.
У развития проекта «Белкомур» есть два возможных варианта. Предполагаемая магистраль делится на два условных участка: южный (от Солекамска до Сыктывкара) и северный (от Сыктывкара до Архангельска). Теоретически, при реализации одного южного участка грузы пойдут, скорее всего, через порт Санкт-Петербурга. Если проект реализуется полностью, то грузы общим объемом 20-30 млн тонн пойдут через Архангельск и Мурманск. Это станет серьезной основой как для развития Северного морского пути, так и бизнеса в северных портовых городах. В заключение, Олег Чиркунов предложил всем заинтересованным бизнесменам «побиться за то, чтобы «Белкомур» дошел до северных морей».
Модератор заседания, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский согласился с необходимостью строительства новой транспортной диагонали и призвал регионы стать соинвесторами проекта, сообщает пресс-служба САФУ.