Состояние мировой экономики нестабильно, кризисная ситуация не разрешилась. В данных условиях рост социальных расходов - это очень опасная тенденция. Об этом говорил на сегодняшней областной налоговой конференции Александр Лебедев (фото, слева), президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области.
«Сейчас мы становимся свидетелями сокращения расходов многими развитыми и развивающимися странами. Это непопулярные меры, - убеждал Александр Геннадьевич, - вызывающие рост недовольства населения, обуславливающие рост напряженности в обществе. Но это единственный правильный путь. Наша страна почему-то придерживается обратной тенденции. Жить по средствам - эта сентенция должна быть определяющей на среднесрочную перспективу».
Однако в России, по данным СПП МО, отмечается рост социальных расходов консолидированного бюджета: в 2007 году было 25%, в 2008-м - 30%, в 2011 году - 39,7%. Если сравнить с 27 ведущими странами мира, то там уровень социальных расходов за последние 3 года изменился несущественно и составляет 37-38%. А в 2011 году предполагается его снижение до 32-34%.
Понятно, что увеличение расходов государства будет вести к увеличению прямой и косвенной нагрузки на бизнес, работающий сегодня в сложных условиях неопределенности. Особенно это характерно для текущего предвыборного периода, считает Александр Лебедев. Даже министр финансов России господин Кудрин озаботился финансовыми последствиями предвыборных обещаний: чем они будут обеспечиваться с точки зрения бюджета? Естественно, что в таких условиях бизнес опасается роста налоговой и иной нагрузки, и эти опасения, увы, небезосновательны. Повышение страховых взносов существенным образом осложнило работу многих компаний, а других поставило на грань разорения.
Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе ставится акцент на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Направление задано. Внесением изменений в законодательство о налогах и сборах планируется привлечь дополнительные доходы в бюджетную сферу РФ в размере 200 млрд рублей.
«Подобная политика государства по отношению к бизнесу в сложных непредсказуемых экономических условиях кажется нам достаточно рискованной, - говорит президент СПП МО. - В 2008 году нам тоже говорили, что Россия - тихая гавань, в которую бури финансового кризиса не заглянут. Это отнюдь не так. Страна интегрирована в мировую экономику, и все явления, которые будут происходить в мире, коснутся нас самым непосредственным образом. Особенного нашего региона, потому что с точки зрения бюджетного наполнения у нас - сырьевая составляющая».
Александр Геннадьевич остановился на предполагаемом введении налога на недвижимость, который, как планируется, объединит два налога - на имущество и на землю - и будет исчисляться, исходя из рыночной стоимости последних. «Идея неплохая, но самая главная проблема состоит в том, чтобы определить адекватную и реальную рыночную стоимость, - говорит промышленник. - Если с рыночной стоимостью недвижимости более-менее понятно (хотя очень часто заявленная стоимость и цена продажи отличаются, и очень серьезно), то с точки зрения стоимости земли - это вопрос совершенно другой категории. Сейчас, согласно Земельному кодексу, понятия кадастровой стоимости земли и рыночной - тождественны. Предполагается, что кадастровая стоимость земли и есть рыночная. Но на практике это далеко не так. СПП МО на уровне нашего региона давно занимается данным вопросом, и я могу сказать, что у нас понятия кадастровой и предполагаемой рыночной стоимости расходятся порой в десятки раз. Я не зря сказал «предполагаемой», потому что говорить о рыночной, в отсутствие рынка как такового, - это стрельба из пушки по воробьям. Мы неоднократно обращались к законодательной и исполнительной власти региона о необходимости движения в сторону создания свободного рынка земли Мурманской области. Но воз и ныне там. Хотя это позволило бы решить вопросы экономического плана и в частности существенно повысить инвестиционную привлекательность региона, за которую мы так боремся на всех уровнях. Не может у нас на Севере земля стоить дороже, чем в средней полосе России по определению».
В ряде российских регионов сейчас осуществляются пилотные проекты по переходу на налог на недвижимость, от чего предполагаемый рост доходов в бюджет от данного перехода возрастет от 5 до 12 раз в зависимости от региона. И, по мнению бизнеса, может случиться так, что налог на недвижимость станет одним из бюджетообразующих в Мурманской области. Если все эти новшества пройдут.
«Возникает вопрос: есть ли у нас в стране стратегическое планирование на среднесрочную перспективу», - уже ничему не удивляется Александр Лебедев.