Как сообщает пресс-служба правительства РФ, Владимир Путин прежде всего поблагодарил участников форума за то, что они сочли возможным приехать в Архангельск, «для того чтобы вместе с нами подискутировать, поговорить о проблемах Арктики».
«Я очень рад приветствовать на этой площадке всех участников сегодняшнего мероприятия «Арктика - территория диалога», - сказал премьер-министр РФ Владимир Путин. - Его инициатором выступило Русское географическое общество, история которого неразрывно связана с началом системных научных исследований северных широт. Созданное в 1845 году общество сразу включило работу по Арктике в число своих ключевых приоритетов. Достаточно вспомнить арктические экспедиции, которые возглавляли члены Русского географического общества Седов, Брусилов, Русанов, ведущую роль общества в проведении первого Международного полярного года в 1881 году, создание первой в истории сети метеорологических полярных станций и, конечно же, саму идею формирования ледокольного флота, предложенную ещё одним выдающимся членом Русского географического общества адмиралом Макаровым.
Отрадно, что славные традиции Русского географического общества в Арктике имеют достойное продолжение, и сегодняшняя наша встреча, сегодняшний форум - это, конечно, лучшее тому подтверждение. Первый форум, состоявшийся ровно год назад в Москве, вызвал большой интерес у всех, кого волнуют проблемы Арктического региона, для кого значимы такие темы, как изучение и освоение Крайнего Севера, его экология, этнография, историческое наследие, укрепление климата доверия и партнёрства в этом регионе мира. Именно поэтому мы приняли решение сделать наши встречи ежегодными.
Замечу, что форум продвигается все ближе к самой Арктике. Сегодня мы собрались в Архангельске. Место для проведения нынешнего форума определила и его повестка прежде всего, главная тема которой - транспортная инфраструктура региона. Это важнейшая основа для гармоничного и устойчивого развития региона, сотрудничества арктических государств. И город Архангельск, древняя столица Русского Севера, родина первопроходцев ледовых широт, в этом смысле место очень подходящее и даже символичное. Именно здесь, на берегах Северной Двины, создавался российский арктический флот - флот вообще, и арктический в том числе. Ещё в XVII веке строились первые крупные верфи. Архангельская земля - это и родина великого сына русского народа Ломоносова, учёного и просветителя, предсказавшего огромное значение Севера для России, да и для всей цивилизации.
Отсюда уходили легендарные экспедиции для изучения северных регионов планеты, в том числе и русско-шведская экспедиция 1878 года, положившая начало навигации по Северному морскому пути и ставшая, по сути, первым совместным международным проектом в Арктике.
С Архангельском самым тесным образом связано и будущее развитие Арктического региона, прежде всего его водных транспортных магистралей. И среди них особое место, конечно же, занимает Северный морской путь, который мы намерены превратить в один из ключевых торговых маршрутов, причём глобального значения и глобального масштаба. Хочу это подчеркнуть: видим будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиями и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству.
Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды.
В целом считаю, что именно транспорт - создание новых морских, воздушных коридоров - способен стать одним из прорывных проектов, объединяющих арктические государства. Мы не только добились бы здесь реальной отдачи, но и отработали бы универсальные механизмы взаимодействия.
Возвращаясь к нашим планам, напомню, что уже в этом году по Севморпути успешно проведены пробные рейсы по доставке крупных партий углеводородного сырья, набирает обороты и транзитная проводка судов. По предварительным данным, общий объём перевозок в 2011 году может достигнуть 700 тыс. т, и я не сомневаюсь, что это только начало. Для развития и эксплуатации этой перспективной магистрали Россия намерена реализовать целый ряд мер. Буквально вчера на заседании Правительства Российской Федерации мы рассмотрели законопроект, который должен урегулировать все вопросы судоходства по Севморпути. Рассчитываем, что уже до конца текущего года этот закон будет принят парламентом Российской Федерации.
Важнейшая задача - формирование современной инфраструктуры Севморпути. Речь идёт о комплексном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий Российской Федерации, решение важнейших экономических, социальных задач, создание новых производств и рабочих мест. Имеем в виду расширить действующие порты и построить новые - такие как порт Варандей у пролива Югорский Шар и порт Сабетта на полуострове Ямал. Сам Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. В наших планах - модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновление полярной авиации. Мы намерены существенно увеличить российский ледокольный флот. Сегодня у нас 10 линейных ледоколов. До 2020 года будут построены ещё три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических. Мы только до 2014 года, в ближайшие несколько лет выделяем 38 млрд рублей на эти цели.
Продолжим работать над развитием систем связи, навигации и гидрографии в Арктике, прежде всего с использованием российской системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС). Наши специалисты уже приступили к созданию многоцелевой спутниковой системы «Арктика», которая будет собирать информацию о состоянии природной среды Крайнего Севера. Кроме того, просчитывается и проект открытия ледостойкой платформы-обсерватории «Северный полюс». Особое внимание намерены уделить обеспечению безопасности транспортного сообщения.
Как вы знаете, на министерской встрече арктического совета в мае этого года был подписан первый в истории юридически обязывающий панарктический документ - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. В развитие этого соглашения мы создаём систему предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в арктической зоне России. В рамках этой программы на Крайнем Севере до 2015 года появятся 10 комплексных аварийно-спасательных центров.
Россия и дальше будет самым активным образом участвовать в формировании и укреплении международной правовой базы в Арктике, в том числе это касается готовящегося сейчас соглашения о сотрудничестве при морских нефтеразливах и их предотвращении. Это принципиально новая область международного взаимодействия и, безусловно, она является крайне важной.
Изменения климата, которые постепенно увеличивают навигационный период, и, конечно, достижения технического прогресса открывают человеку доступ в новые, ещё неосвоенные районы Крайнего Севера, и очевидно, что экономическая активность здесь будет возрастать.
Сегодня у нас состоялся телемост с одной из таких «точек роста». Говорю о месторождении Приразломное, расположенном в Печорском море. Там уже установлена одна из крупнейших в мире платформ по добыче углеводородов. По сути, Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики, и уже совсем скоро в ней появятся такие страницы, как запуск Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал. Вы знаете и о соглашении компании «Роснефть» с одним из международных лидеров в этой сфере деятельности - с американской компанией «ЭксонМобил» - о совместной долгосрочной работе, стратегическом партнёрстве. Предусматривается, в частности, создание специального центра в Петербурге, который должен обеспечить научно-технологическую поддержку шельфовых проектов, включая изучение вопросов экологии.
Подчеркну, что все наши планы будут реализованы с учётом самых строгих экологических стандартов. Бережное, цивилизованное отношение к природе - это обязательное условие всех программ развития. Бурная хозяйственная деятельность в Арктике принесёт пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачей сбережения природы будет обеспечен разумный, грамотный баланс, рассчитанный не на 10, 15, 20 лет, а по-настоящему на долгосрочную перспективу. Я сейчас говорил о Приразломном месторождении, но там добыча рассчитана на 25 лет как минимум и, естественно, экологическое сопровождение должно быть обеспечено на все эти годы. А на таких месторождениях, как Штокман, там 50 лет как минимум добычи. Только долгосрочное сопровождение решения экологических проблем может обеспечить нам этот баланс, о котором я только что сказал. Одно из свидетельств именно такой позиции и такого подхода - это участие России в создании первого коллективного фонда арктического совета, так называемого инструмента поддержки проектов, средства которого пойдут на реализацию природоохранных инициатив, в том числе на ликвидацию экологических проблемных зон в Арктике.
Со своей стороны мы, как и обещали, уже приступили к генеральной уборке Крайнего Севера и российской Арктики. В числе первых проектов - очистка Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами. На эти цели из федерального бюджета до 2015 года выделяем 2,3 млрд рублей. Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, и российские посёлки на Шпицбергене. Кроме того, будет проведена комплексная оценка экологического состояния ещё в семи крупных регионах арктической зоны.
Реализация таких инициатив не только улучшит экологию Арктики, но и позволит разработать уникальные технологии восстановления загрязнённых территорий. Я ещё раз повторю: именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека на Крайнем Севере, потому что при всей суровости образа Арктики она, Арктика, обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока, а последствия чрезвычайно серьёзны.
Наша задача - задействовать все ресурсы, для того чтобы досконально изучить ситуацию, которая сегодня сложилась в Арктике, разработать эффективные инструменты, способные снизить уже причинённый ущерб ледовому региону и предотвратить новые риски. И международный форум «Арктика - территория диалога» может стать (и я очень надеюсь, что станет) площадкой, где можно будет не только обсуждать все эти проблемы, о которых я сказал, но и искать их решение, поэтому предлагаю посвятить следующий форум именно природоохранной тематике».
В заключение Владимир Владимирович пожелал всем участникам форума успешной и плодотворной работы.