Минприроды России разрабатывает программу освоения шельфа на период до 2030 года, которая, в частности, предусматривает совершенствование законодательной базы для привлечения в отрасль инвестиций, сообщил во вторник заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов.
«Для открытия новых месторождений необходимо бурить до 100 скважин в год. Если бурить 10 скважин в год, то это будет один проект, а если бурить 100, то таких проектов будет больше. Открытие делает не сейсмика, а скважина. Если мы говорим о запуске нового проекта не через 40-50 лет, а в обозримом будущем, то надо бурить больше», - пояснил Храмов в ходе 15-й международной конференции «Нефть и газ Сахалина».
Он привел в пример работы в Мексиканском заливе и в Норвегии. «В Мексиканском заливе за десятилетку, с 1998 по 2008 годы, бурилось порядка 100 поисково-оценочных скважин в год. В Норвегии в последние несколько лет - по 50-60 таких скважин. Притом, что шельфы этих стран не в пример лучше изучены, чем шельфы России. Поэтому в Норвегии за последние два года было открыто 44 месторождения, а в России - всего четыре», - подчеркнул замминистра.
Он добавил, что в условиях российской действительности, где инфраструктура недостаточно сильно развита, нужно разрабатывать крупные, уникальные месторождения, чтобы они выступали «локомотивами» развития региона и соответствующих отраслей.
«В Норвегии разработка месторождения в 35-40 миллионов тонн экономически выгодна, при условии использования инфраструктуры, которая создавалась там десятки лет. Мы в этом плане можем использовать Сахалин как регион, где центр нефтедобычи на шельфе сформировался и действует. Это действительно пилотный проект, который сможет, как локомотив, тащить на себе вагончики, которые формируются в Магадане, на Камчатке, и у них хорошие перспективы», - сказал Храмов.
Поясняя журналистам, какие меры налогового регулирования предусматривает новая программа, Храмов заявил, что рассматриваются разные инструменты для привлечения инвестиций. «Разумеется, нельзя говорить только о методе кнута. Стоимость скважины на море сейчас колеблется от 150 до 500 миллионов долларов. Мы понимаем, что никакая компания не выдержит таких мощных финансовых нагрузок. В программе, которую подготовило и отправило на согласование министерство, мы планируем определенные меры, которые должны носить стимулирующий характер», - сказал замминистра.
Он привел пример, что сейчас по всем арктическим шельфам введены налоговые каникулы по НДПИ - это означает, что компании не будут платить налог на добычу полезных ископаемых в течение определенного срока или до достижения определенного уровня накопленной добычи. «Мы думаем, что для реализации проектов на шельфе этих мер не достаточно. Можно говорить об увеличении или введении каникул, либо полной отмене экспортной пошлины, и этот вопрос необходимо отрабатывать с коллегами из Минфина. Такой механизм апробирован, он сейчас работает на Каспии. Есть еще другой инструментарий - это налог на дополнительные доходы, есть возможность использовать налог на имущество при проведении работ на шельфе, есть возможность работы по ускоренной амортизации затрат на геологоразведку и капитальные расходы, субсидирование процентных ставок и много других известных механизмов, которые необходимо внедрять», - сказал Храмов.
Статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов согласился с высказываниями о необходимости менять налоговую базу нефтяной отрасли.
«Существующая система налогообложения нефтяной отрасли разрабатывалась в начале 2000-ых годов, тогда цена барреля нефти была порядка 20-25 долларов, сейчас цены серьезно изменились. Должен сказать, что система показала свою эффективность, обеспечила государству большие доходы и не обидела нефтяников. Но с развитием новых нефтяных провинций естественно встал вопрос о том, что существующая система не очень хорошо учитывает те обстоятельства, которые следовало учесть, и в действующих условиях многие проекты становятся неэффективными. Именно это заставляет правительство сегодня принимать решения по налоговым каникулам при добыче полезных ископаемых», - заявил он.
По его мнению, идеально было бы уменьшить долю налогов, которые выплачиваются с выручки с введением дополнительного налога на прибыль. «Это тот самый налог на дополнительный доход. Мы очень тщательно и с нефтяниками, и с министерством энергетики оцениваем возможные действия таких преобразований. Эти последствия могут быть очень глобальными и серьезными, здесь велика опасность ошибки. Все должно быть взвешено аккуратно», - сообщил Шаталов.
Он отметил, что режим «60-66» рассматривается как первый шаг в этом направлении. С 1 января следующего года водится новая глава налогового кодекса, которая посвящена трансфертному ценообразованию, это важнейшая составляющая, без чего налог на добычу не может быть введен, и на очереди и этот дополнительный налог. «Как он будет вводиться я пока не готов сказать, но не исключаю, что начнем с шельфовых месторождений», - сказал статс-секретарь, заместитель министра финансов. Об этом сообщает www.rusenergy.com.