29 сентября 2011 года на ледоколе Росатомфлота «Ямал» Валерий Язев встретился с первым заместителем генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафой Кашка и председателем Мурманской областной Думы Евгением Никорой. В ходе беседы речь шла о возрождении Северного морского пути и о предстоящем обновлении атомного ледокольного флота.
Отвечая на вопросы журналистов федеральных и региональных СМИ, В. Язев отметил, что «перед масштабным броском в Арктику нужно обеспечить возможность ледовой проводки, а это только атомный флот». С учетом того, что ресурсы действующего ледокольного флота уже через несколько лет будут исчерпаны, правительство РФ приняло решение о строительстве линейки из трех атомных ледоколов и шести дизель-электрических, напомнил Валерий Язев. По его словам, финансирование строительства начнется уже в 2012 году: соответствующие средства закладываются в трехлетний федеральный бюджет на 2012-2014 годы.
По словам Валерия Язева, новые ледоколы будут строить в России с использованием самых передовых мировых технологий. «Думаю, что будет серьезная кооперация. Все лучшее, что есть сегодня в судоходстве, в атомном судостроении, в реакторостроении, будет использовано на этих ледоколах», - отметил вице-спикер Государственной Думы. «Это необходимо для обеспечения самыми современными параметрами по всем направлениям - система управления, безопасности, навигации и так далее», - добавил он.
- У нас глобальная задача - восстановить Северный морской путь, - подчеркнул Валерий Язев. - Для этого необходимо модернизировать порты, начиная с Мурманска как головного порта Северного морского пути, создать аэронавигационную, аэропортовую, железнодорожную инфраструктуру, сеть МЧС из десяти аварийно-спасательных станций. Но самое главное - возможность проводки судов. Атомный ледокольный флот - это ключевой элемент в возрождении Севморпути и в целом в освоении Арктики. Совершенно очевидно, что для эффективного функционирования этой трассы нужен мощный ледокольный флот. Это, наверное, самое главное наше преимущество перед другими странами арктического региона. Атомным ледокольным флотом не обладает никто в мире кроме России.
Отметим, что завершить строительство трех новых атомных ледоколов планируется к 2020 году (до 2014 года выделяется 38 млрд рублей, а общая сумма финансирования составит около 90 млрд рублей). «Это серьезные капитальные вложения. Они того стоят», - подчеркнул Валерий Язев.
Ледокол «Ямал», на котором проходила встреча, - это флагман атомного флота России. В сентябре ледокол «Ямал» провел по Севморпути самый большой для этого маршрута крупнотоннажный сухогруз-балкер «Sanko Odyssey» дедвейтом 74800 тонн. Он прошел ледовые трассы за 8 суток.