Израиль и США в который раз пытаются договориться по иранскому вопросу, сообщает www.mignews.com. Израильская сторона считает позицию Вашингтона невнятной, но Белый дом продолжает прятаться за туманную формулировку «все варианты на столе». Эти разногласия позволяют Тегерану морочить голову международному сообществу, неотвратимо приближаясь к созданию ядерного оружия.
В свой очередной визит в Северную Америку израильский премьер намерен получить от американских властей более четкие обещания и заручиться поддержкой еврейских общин США и Канады. Накануне встречи Израиль и США договорились принять общую декларацию, демонстрирующую единство подходов, но пока именно этого единства не удается достичь. Оптимисты и дипломаты уверяют, что мнения расходятся лишь в частностях вроде «красной черты» и графиков событий. Однако именно эти пункты и являются решающими.
Главное требование, которое Нетаниягу предъявляет Вашингтону: установить окончательную и абсолютную «красную черту» развития ядерной программы Ирана, после которой США и Израиль обязаны нанести удар по ядерным объектам Исламской республики. До сих пор Штаты, избегая конфронтации, постоянно отодвигали эту черту, по мере того как иранцы добивались очередного прогресса в своих ядерных разработках.
Позицию Обамы понять нетрудно; точнее, нетрудно понять, почему у него пока нет позиции. Его внимание занято будущей предвыборной кампанией. Эксперты расходятся в предположениях: одни считают, что президент опасается уронить свой рейтинг войной с Ираном и ее неминуемыми экономическими и внешнеполитическими последствиями. Другие, напротив, полагают, что Обама приберегает этот козырь для спасения своей популярности, если к моменту выборов она окажется низкой.
Популярность Обамы у избирателей зависит в первую очередь от состояния американской экономики. Скорее всего, оно будет и дальше ухудшаться вместе с ростом цен на нефть. Тогда президент, возможно, решится на радикальный шаг и даст Израилю отмашку на удар по Ирану. Нефть резко подорожает, а если Тегеран перекроет Ормузский пролив (что почти наверняка будет сделано), мир окажется перед угрозой энергетического кризиса. Штаты вмешаются в конфликт, вместе с Израилем истощат военный потенциал Ирана и заставят его просить мира. Вся кампания может занять не более двух месяцев. После этого цены успокоятся, мировую экономику перестанет штормить, а Обама станет героем-победителем самого опасного и воинственного из современных драконов. Переизбрание ему в этом случае будет обеспечено.
Понадобится ли такое сильнодействующее средство? Это станет понятно лишь в конце лета - начале осени. А пока администрация Белого дома тянет время, стараясь не допустить израильской самодеятельности в иранском вопросе. Разумеется, Обаме хочется сохранить президентское кресло «малой кровью», иначе на втором сроке ему придется иметь дело с послевоенной реальностью Ближнего Востока: пострадавшим от ракетных атак и террористических вылазок Израилем; Ираном, примеряющим на себя роль жертвы, и бурлящим мусульманским миром. Страны ислама, как бы они ни желали ослабления Ирана, вслух будут осуждать нападение на своих собратьев и наверняка потребуют от Запада моральной и финансовой компенсации.
Оптимальным вариантом для Обамы стал бы добровольный отказ Тегерана от ядерных разработок. В одном из последних интервью президент поведал, что считает это реальным. Поэтому сейчас Белый дом настойчиво блефует, стараясь максимально запугать иранских руководителей, но при этом не дать Израилю обещаний, о которых впоследствии придется пожалеть. Ведь исламский мир «не забудет, не простит» Вашингтону этих обещаний, даже если они не будут претворены в жизнь.
Возможно, очередным этапом этого запугивания стало обнародование Вашингтоном подробных планов военной операции против Ирана - начиная с обеспечения заправки для израильских самолетов и заканчивая нанесением ударов по базам Корпуса стражей исламской революции и регулярной армии, министерствам разведки и безопасности и т.п. Фактически, это первое публичное признание США в том, что они готовы вместе с Израилем вести войну против Ирана. До этого ходили слухи, что Обама запретил премьер-министру Нетаниягу наносить удар по Ирану без согласования с его администрацией, а также закрыл свои базы в Ираке для дозаправки израильской авиации. Учитывая испорченные отношения с Турцией, ВВС ЦАХАЛа оставался самый длинный и неудобный путь к иранской территории - через Азербайджан.
Немногим раньше министр обороны Израиля Эхуд Барак посетил Вашингтон, чтобы скоординировать совместные действия с министром обороны США Леоном Панеттой, но не услышал от него ничего определенного. Сразу после этого визита представитель Белого дома Джей Карни откровенно заявил, что любые военные действия в регионе нежелательны, так как они грозят еще большей нестабильностью на Востоке и ставят под удар военнослужащих и гражданских лиц США в Ираке и в Афганистане. Теперь же официальные лица озвучивают несколько иной подход, который можно расценивать и как искренний шаг навстречу Израилю, и как очередной блеф для давления на Иран.
Итак, Америка пытается бряцать оружием по возможности убедительно, но так, чтобы это оружие не выстрелило. Какова при этом позиция Израиля?
На встрече с премьер-министром Канады Нетаниягу категорически заявил, что Израиль оставляет за собой право защищать себя от страны, которая призывает к его уничтожению. Понятно, что эти слова были адресованы в первую очередь американской администрации. Но не исключено, что Биби тоже блефует, добиваясь от Белого дома поддержки, но на самом деле стараясь избежать войны. Не случайно он постоянно напоминает о требованиях к Ирану: разобрать установки в городе Кум, прекратить обогащение урана и вывоз его за пределы страны.
В самом израильском руководстве нет единого мнения по поводу иранской угрозы. Недавно президент Израиля Шимон Перес в интервью американским СМИ, сказал, что полностью доверяет президенту Обаме в его подходе к иранскому вопросу и что «Израиль не должен быть той страной, которая возглавит коалицию против Ирана». Это ясный намек Нетаниягу - прекратить добиваться «взаимности» от Белого дома. Попутно Перес предложил премьеру сменить коалицию на более умеренную. По-видимому, он считает, что Нетаниягу проявляет такую активность по иранской проблеме, чтобы сохранить симпатии своего слишком правого кабинета.
В настоящее время многое зависит от выступления Обамы перед делегатами AIPAC и от его встречи с Пересом. Но вряд ли он скажет что-то определенное до переговоров иранцев с пятью постоянными членами Совбеза ООН и представителем Германии, которые состоятся в Стамбуле в следующем месяце. Пока же отказ (или отсутствие однозначного согласия) США поддержать Израиль стимулирует лидеров Исламской республики продолжать ядерную программу и вести антиизраильскую пропаганду. Даже если аятоллы понимают, что терпение США не бесконечно и одни санкции будут сменяться другими, время работает на них.