Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня в Мончегорске на очередном заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований Мурманской области» главы муниципальных образований, губернатор Марина Ковтун и представители региональных министерств обсудили проект закона «О муниципальном жилищном контроле».
Законопроект, окончательное принятие которого планируется в декабре этого года, вызвал у участников заседания много вопросов. Например, не все согласны с его необходимостью - новый контролирующий орган может не решить существующие проблемы, а только создать новые. «Меня беспокоит не совсем чёткое понимание функций, которые будет выполнять муниципальный жилищный контроль и уже существующий орган - Государственная жилищная инспекция, - выступил на заседании Андрей Сысоев, глава администрации города Мурманска. - Передо мной лежит письмо заместителя министра регионального развития от 6 сентября, подписанное Коганом, в котором чётко написано, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по государственному жилищному надзору представляется нецелесообразным. Сегодня мы переходим к вопросу о численности служащих, ещё не до конца понимая, чем будет муниципальный жилищный контроль заниматься».
Разграничить полномочия Госжилинспекции и муниципального жилищного контроля должен административный регламент, который сейчас находится в разработке.
- На сегодняшний день полномочия муниципального жилищного контроля и Госжилинспекции пересекаются, - отметил Андрей Иванов, глава администрации городского поселения Кандалакша. - Необходим регламент взаимодействия. Может случиться такая ситуация: орган местного самоуправления вынесет одно предписание, а Государственная жилищная инспекция - другое. Какое важнее, должен решить суд, то есть ещё одна головная боль. Поэтому ждём регламент, тогда можно будет говорить о конструктивном диалоге.
С другой стороны, полномочий у муниципалитетов не хватает, признается Андрей Николаевич. «Пока не вступил в силу закон, мы не можем давать предписания коммунальщикам и непосредственно влиять на этот процесс. Мы можем обращаться в Государственную жилищную инспекцию, прокуратуру, суд, когда видим нарушения. Этим законом, надеюсь, нам дадут более широкие полномочия, мы сможем непосредственно вмешиваться в процесс», - отметил глава администрации.
Введение муниципального жилищного контроля должно увеличить доверие народа к власти, считает Марина Ковтун. По её словам, две трети писем, поступающих к ней через сайт губернатора, - это жалобы на проблемы ЖКХ, которыми должны заниматься не областные власти, а муниципалитеты.
Для реализации дополнительного муниципального контроля потребуются дополнительные людские ресурсы, а финансирование штата муниципальных служащих на местах ограничено. В своём докладе министр финансов Мурманской области Татьяна Поронова представила новую методику формирования нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления.
«Как только руководитель любого уровня приходит на новое рабочее место, он ставит только два вопроса: у меня не хватает людей и вообще они мало получают, - рассказала Татьяна Михайловна. - Третьего не дано. Поэтому, как только появляются новые полномочия, первое решение ситуации - «давайте просто увеличим численность». Мы проанализировали ситуацию и сегодня показали муниципалитетам перекосы. Когда мы видим, что в Алакуртти количество населения снизилось с 6 тысяч человек до трех, а количество муниципальных служащих сохранилось на прежнем уровне, наверное, это не совсем правильно. Или, когда в двух муниципалитетах с разной численностью населения, количество муниципальных служащих отличается в два раза».
Татьяна Поронова обратила внимание и на то, что в проекте документа они вводят коэффициент масштабности - чем больше населенных пунктов входит в муниципальное образование, тем выше коэффициент. По этой методике, у 31-го муниципального образования норматив расходов будет увеличен, у 9-и произойдёт снижение. «В этом случае мы уже будем точечно помогать им выйти из этой ситуации, - отметила Татьяна Поронова. - По нашим расчётам, например, у Островного норматив превышен почти в два раза - это непозволительная роскошь для их бюджета в первую очередь. Но самые острые вопросы обычно ставят те, у кого дотационность самая высокая».