Минфин РФ предлагает пересадить пассажиров РЖД на самолеты

18.03.2013, 09:59 Новости / Политика

Минфин предлагает сократить субсидии железнодорожникам на дальние пассажирские перевозки, а сэкономленные деньги направить на финансирование авиаперевозок на тех же направлениях. Предполагается, что билеты на авиаперелеты станут значительно дешевле, и основная масса пассажиров будет летать, а не ездить. В результате РЖД может потерять более 5 млрд рублей дотаций в год. Такое решение властей вынудит уменьшить объём перевозок поездами дальнего следования на 40%, уверяют железнодорожники.
Предложение о перенаправлении госсубсидий, перечисляемых сейчас РЖД, в пользу авиакомпаний, было направлено замглавой Минфина Андреем Ивановым в правительство. Об этом «Известиям» рассказал источник в аппарате премьера. 
Предложения подкрепляются проведенными исследованиями. Минфин провёл оценку пассажирских перевозок авиационным и железнодорожным транспортом на 10 маршрутах различной дальности и пассажиропотока за период 2000-2011 годов. Расчёты показали, что в сегменте перевозок на расстояния свыше 1,5 тысячи км. наблюдается стабильный рост доли авиаперевозок за счёт железнодорожного транспорта. К примеру, на маршруте Москва-Новосибирск (2891 км) снижение пассажирооборота на железной дороге за 11 лет составило 73,8% при средней стоимости проезда в 2011 году в купейном вагоне по этому маршруту чуть менее 10,5 тысячи рублей. Доля авиаперевозок здесь с 2000 года выросла с 58 до 89%. При этом средняя стоимость перелета Москва-Новосибирск в 2011 году составила всего 7 тысяч рублей. В качестве примера Минфин приводит и данные по одному из самых коротких направлений - Москва-Воронеж (465 км). На этом маршруте падение пассажирооборота на железнодорожном транспорте составило 15,5% при средней стоимости проезда 2,3 тысячи рублей. Доля авиационных перевозок не изменилась при средней стоимости перелёта почти 3 тысяч рублей.
Как подчёркивают специалисты Минфина, дальние железнодорожные перевозки сохраняют свою конкурентоспособность на расстояниях до 1,5 тысячи км. в основном за счёт ценового фактора, возникающего за счёт государственного субсидирования. Минтранс указывает, что явный приоритет железнодорожный транспорт имеет на дистанциях до 700 км, а на дистанциях свыше 2 тысяч км конкурентные преимущества железнодорожных перевозок снижаются из-за больших временных затрат на проезд.
По расчётам Минтранса, себестоимость перевозки пассажиров по железной дороге ниже, чем воздушным транспортом. Стоимость перевозки в плацкартном вагоне одного пассажира составляет 1-1,2 рубля за 1 км., в купе - 1,3-1,8 рубля. Аналогичный показатель у авиаперевозок в зависимости от расстояния в эконом-классе составляет 1,5-6,2 рубля за 1 км. Данные приводятся в письме Минтранса в правительство (копия есть в редакции). На основании этих расчётов делается вывод: на маршрутах протяженностью до 700 км железнодорожный транспорт имеет явный приоритет перед авиацией.
- По итогам анализа полученных данных Минфин сделал вывод о логичности сокращения дальних пассажирских перевозок по железной дороге на расстояние свыше 1,5 тысяч км и перераспределения госсубсидий в пользу авиакомпаний, - объясняет собеседник в правительстве. По мнению ведомства, реализация такого решения должна повлечь перераспределение пассажиропотока, что позволит увеличить конкуренцию между авиаперевозчиками и будет способствовать снижению стоимости перевозки. 
По мнению источника, близкого к железнодорожникам, для РЖД такое предложение Минфина выльется в сокращение субсидий примерно на 5,44 млрд рублей, то есть примерно 40% от тех 13,6 млрд субсидий на дальние перевозки, что выделяются РЖД из федерального бюджета в 2013 году.
Как говорит источник в Федеральной пассажирской компании (ФПК), при дефиците субсидий на 2013 год порядка 10 млрд рублей предложение еще сократить бюджетную поддержку выльется в негативный сценарий, который обсуждался при принятии бюджета на 2013 год. Тогда заявлялось, что ФПК будет вынуждена сократить количество поездов, а, следовательно, уволить порядка 15 тысяч сотрудников, закрыть часть вагоноремонтных депо (19 из 38) и прекратить закупку новых плацкартных вагонов. Это приведёт, в частности, к остановке градообразующего Тверского вагоностроительного завода.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:03Сергей Дубовой: «Перспективы у Мурманской области — очень хорошие»

19:50Сделать рабочие профессии снова великими — самые востребованные специальности в колледжах Мурманска

19:25Североморский памятник авиаторам отвезут на реконструкцию в Санкт-Петербург

18:35Губернатора попросили увеличить число пожарных в Териберке

18:24В Мурманском краеведческом музее открыли игровую для детей до 7 лет

17:33Жители мурманской 5-этажки больше 20 дней сидят без горячей воды: из крана течет ледяная, как в проруби

17:23Гиды Мурманской области создали правила для туристов из Китая

17:10Духота, влажность и отсутствие аптечного пункта: особенности зала ожидания в новом терминале мурманского аэропорта

16:55В Апатитах красуется борщевик-победитель

16:23Жители Мурманска хотят видеть на празднике Уэнсдей на 10% чаще

16:00Несостоявшаяся мурманская «брокерша» отдала мошенникам 5 миллионов рублей

15:45В Апатитах добровольцы ищут женщину в красной куртке и белой шапке

01:00Неизвестные факты о Елизавете Боярской: как живёт актриса — продолжательница известной династии рассказала о первой встрече с будущим мужем

00:02У вас 47 секунд: надо найти на рисунке 8 животных — с заданием справляются только самые внимательные

23:45Топ-3 фаворитов Кубка Африканских наций: нейросеть огласила приговор конкурентам

23:01Дача зимой: чем её лучше отапливать — как выбрать подходящий вариант для конкретной ситуации

22:43Испанская мясорубка под конец года: прогноз матча «Атлетик» — «Эспаньол»

22:00Страна тружеников: 36% россиян готовы трудиться на новогодних каникулах — деньги не единственная мотивация, есть и другие причины

Все новости