Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня в Мурманске прошла встреча региональных журналистов с политологом, генеральным директором Международного Института политической экспертизы Евгением Минченко. Евгений Николаевич рассказал о региональной политике федерального центра в условиях проводимой в стране политической реформы и ответил на вопросы.
Минченко напомнил, что институт, который он возглавляет, производит несколько известных продуктов, таких как - «Рейтинг политической выживаемости губернаторов», «Индекс политического влияния мэров».
«Мы заканчиваем сейчас работу над новым докладом, посвященном региональной политике, - «Политические стратегии губернаторов-новичков», - сказал Евгений Николаевич (фото, подробности на видео). - Он выйдет на следующей неделе, презентация пройдёт в РИА «Новости». Там мы анализируем политические стратегии глав регионов, назначенных в прошлом году. Как раз в этом промежутке, когда было заявлено о переходе к прямым выборам губернаторов и до вступления в силу закона о выборах глав регионов, было назначено 20 руководителей регионов. Мы делаем сопоставительный анализ, поэтому я и оказался в Мурманске, чтобы на месте пообщаться с экспертами, представителями политических партий. Обсудить, как здесь воспринимается ваш губернатор.
Сейчас я коротко расскажу о той региональной политике, что у нас сегодня выстраивается. Для понимания вами (журналистами. - Авт.) важных процессов, происходящих сегодня в России, я отмечу несколько важных моментов. Проходящая сегодня в России политическая реформа, включающая прямые выборы главе регионов, облегчение регистрации партий, возврат одномандатников на выборы в Государственную Думу, я думаю, будет продолжаться. С высокой долей вероятности будет совершенствоваться закон о выборах глав регионов. Не исключаю, что будет полностью убран муниципальный фильтр для парламентских партий и партий, представленных в региональных законодательных собраниях. На мой взгляд, будет возвращена мера формирования блоков хотя бы на выборы в Госдуму. Иначе не совсем понятно: зачем в России раскручивается группа Общероссийского народного фронта, который в партийный формат, очевидно, переводиться не будет. Я думаю, что и дальше будет поощряться переход от таких «экзотических систем» в муниципальном управлении, как институт сити-менеджеров к прямым выборам глав регионов. Нас ждут достаточно серьёзные изменения в партийно-политической плоскости. Пока очевидно, что понижающий тренд - у «Справедливой России». Мы уже сталкиваемся и будем сталкиваться с оттоком людей из этой партии. Более радикальные элементы будут переходить в какие-то более радикальные проекты. А часть провластных людей, которые туда приходили, как в некую резервную партию власти, могут дрейфовать в какие-то новые провластные проекты. Может быть, это будет «Гражданская платформа». В ряде регионов так и произошло. Это может быть партия «Родина», ещё какие-то. Думаю, что в ближайшее время «СР» ждёт достаточно серьёзная турбулентность. В то же время либерализация не должна превратиться в войну всех против всех. Мы видим сегодня, что кремлёвская администрация целенаправленно продвигает культуру коалиций в регионах. К примеру, Константин Ильковский («СР») назначен главой региона Забайкальского края, где очень сильные позиции «Единой России», и он вынужден договариваться с единороссами. Светлану Орлову («Единая Россия») назначают во Владимирскую область губернатором, а там традиционно очень сильные позиции у коммунистов. И она вынуждена выстраивать отношения в представителями КПРФ и эсерами. Мы не говорим, что в регионах создаются коалиционные правительства, поскольку таковые предполагают сначала коалиции в законодательном собрании. Но, тем не менее, есть позитивная практика предоставления региональных постов в администрациях представителям других политических сил и партий. Недавно представитель «СР» возглавил политический клуб в Ханты-Мансийском АО, представители «Единой России» и компартии вошли в правительство Смоленской области, где губернатором является представитель ЛДПР. Я думаю, что эта культура коалиций, политического компромисса - очень важная вещь.
Вторая важная составляющая - это целенаправленное вытеснение из политических процессов криминальных элементов и представителей крупного бизнеса. То есть, минимизация влияния крупного бизнеса на политические партии на федеральном и региональном уровнях. Это не разовая кампания. Мы видим, что люди, имеющие крупный бизнес, начинают уходить из ГД и СФ, чаще даже добровольно. Я думаю, что линия отказа от практики, когда региональные отделения тех или иных партий являются фактически филиалами той или иной бизнес-группы, будет достаточно жёстко и последовательно продвигаться».