Таким людям парламентарии хотят предоставить право жить в тех же самых квартирах по договору социального найма.
Законопроект предполагает выкуп залоговых квартир заёмщиков в тех случаях, когда клиент банка не может погашать кредит из-за болезни, сиротства, безработицы и по другим уважительным причинам. В таких случаях государственные и муниципальные органы могли бы приобретать жилье у собственника-заемщика, из этих денег выполняются обязательства перед банком. Затем гражданин получает право жить в квартире на условиях социального найма - по такому договору муниципальной недвижимостью сейчас пользуются россияне, не приватизировавшие квартиры.
Как пояснил Иван Грачев, позднее поправками может быть уточнено, какие именно власти должны выкупать квартиру. «По идее этим должны заниматься муниципалитеты, но деньги на такие цели есть скорее в федеральном бюджете», - говорит г-н Грачев. Он рассказал, что законопроект начал разрабатываться во время кризиса 2008-2009 годов. «Тогда перед угрозой выселения из ипотечных квартир было около 10 тысяч человек, из них на социальный наем согласятся далеко не все, поэтому расходы на выкуп не будут неподъемными», - считает парламентарий. Он поясняет, что в отсутствие кризиса граждан с подобными проблемами гораздо меньше. По словам депутата, попавший в трудную ситуацию человек сможет сам решать, выкупать ли обратно жилье или же пользоваться социальным наймом бессрочно - законопроект это позволяет.
Государство должно выкупать залоговый объект по актуальной рыночной цене, говорится в проекте. Если стоимость квартиры будет ниже долга перед банком, муниципальные или федеральные органы компенсируют разницу. Если же выше - остаток средств будет перечислен экс-заёмщику. Если его платежеспособность восстановится, он сможет выкупить недвижимость обратно.
В 2009 году, когда вопрос с выселением заемщиков-должников стоял наиболее остро, Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов выражало готовность выкупать квартиры. Затем предлагалось продавать это жилье муниципалитетам с рассрочкой платежа на несколько лет. В свою очередь местные власти могли бы передавать недвижимость в манёвренный фонд - по закону он должен использоваться для выселения туда семей с долгами по единственному жилью. Однако инициатива так и не получила законодательного продолжения, а маневренный фонд в части регионов до сих пор не сформирован, в других есть острый недостаток таких объектов.
«Много норм этого законопроекта носят прогрессивный характер, - считает директор юридического департамента АИЖК Анна Волкова. - Например, агентство несколько лет говорило о необходимости создания маневренных фондов и привлечения муниципалитетов к проблемам граждан, которые не могут обслуживать ипотечный долг». Хотя словосочетание «маневренный фонд» отсутствует в законопроекте, по сути бессрочный социальный наём похож на этот инструмент. Главное отличие в том, что маневренное жилье обычно представляет собой квартиры эконом-класса, площадь которых равна минимальным госнормам.
По мнению Анны Волковой, в законе нужно четко определить критерии трудных ситуаций, чтобы исключить недобросовестные действия граждан.
Принятие законопроекта может расслабить как банки, так и заёмщиков, считает зампред правления «Нордеа Банка» Андрей Мальцев. «Клиенты будут знать, что все равно не окажутся на улице, а кредитные организации могут мягче оценивать риски, ведь долг все равно будет погашен, заемщиком или государством», - рассуждает финансист. По его словам, ипотечному рынку эффективнее помогли бы меры по снижению ставок по кредитам и стоимости самих квартир, сообщает «РБК».