Перекрёстное субсидирование в электроэнергетике - это поддержание искусственного ценового перекоса: меньших цен на электроэнергию для населения и объектов социальной сферы за счёт увеличенных тарифов для промышленности.
В последние годы объёмы перекрестного субсидирования росли и стали весьма серьёзной проблемой, сообщает expert.ru. По данным энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в 2011-м этот объем без НДС составил 324 млрд рублей, из которых на население приходилось 200 млрд рублей, или 236 млрд рублей с НДС, что привело к снижению роста промышленного производства на 3,6%.
Владимир Путин потребовал от правительства решить этот вопрос «на основе взвешенного, выверенного подхода». «Хочу сразу же подчеркнуть: главный ориентир здесь остаётся прежним - не допустить необоснованного роста тарифов на электроэнергию для населения и для малого бизнеса», - предупредил президент. План мероприятий, предлагаемый Минэнерго, сводится к тому, чтобы законодательно определить объём субсидирования и постепенно его снижать. Для того чтобы не вызвать социального напряжения, предлагается программа защиты наименее обеспеченных слоев населения. В частности, планируется ввести социальную норму потребления электроэнергии, которая должна будет оплачиваться по льготному (пониженному) тарифу.
Но насколько повысится тариф для основной массы граждан после введения этой программы, которая сводится к ликвидации перекрёстного субсидирования и одновременной поддержке льготных тарифов?
В России в 2012 году доля электроэнергии, потребляемая населением, составила 12,6%, или 130 млрд кВт∙ч со средней стоимостью 2,35 рубля за 1 кВт∙ч (с НДС), общий объём сборов составил, таким образом, 304 млрд рублей.
Предположим, с запасом, что социальная норма потребления будет равняться 606 кВт∙ч в год (примерно такая цифра сейчас обсуждается в правительственных кругах), то есть две трети от среднегодового электропотребления в стране на человека.
На всю страну, таким образом, придется 87 млрд кВт∙ч, а объём продаж этой энергии - 606 кВт∙ч x 2,35 руб./кВт∙ч x 143 млн чел. = 203 млрд руб. (с НДС). Остальная часть электроэнергии должна будет оплачиваться по повышенному тарифу. Чтобы избежать перекрёстного субсидирования, его величина должна равняться (304 - 203 + 236) руб. : 43 млрд кВт∙ч = 7,8 руб. за 1 кВт∙час.
Для среднероссийской семьи, состоящей из 2,7 человека со среднегодовым уровнем электропотребления 2460 кВт∙ч, годовые расходы на электроэнергию составят, таким образом, 1640 кВт∙ч x 2,35 руб. (социальная норма по льготным тарифам) + 820 кВт∙ч x 7,8 руб. = 9950 руб. в год, или 830 руб. в месяц на семью. По сравнению с действующей системой оплаты 910 кВт∙ч x 2,35 руб. x 2,7 чел. = 5770 руб. в год на семью, или 480 руб. в месяц, расходы на оплату электроэнергии для населения увеличатся в среднем в 1,7 раза. Это приведет к суммарному увеличению доли оплаты электроэнергии и тепла в среднедушевом годовом доходе до 4,76%. А в 2014 году за счёт повышения на 15% цены на газ эта доля составит уже 5,84%, а для жителей ЦФО - и вовсе почти 8,4%.
Таким образом, ликвидация перекрёстного субсидирования приведёт к тому, что уже в следующем году расходы на электроэнергию станут непосильными для самой экономически и политически активной части населения России.