Развитие арктического транспортного потенциала стало главной темой форума ректоров Университета Арктики, проходящего в Архангельске, пишет www.dvinaland.ru.
В форуме участвуют представители 30 университетов из стран, заинтересованных в освоении Арктики. Это уже седьмая встреча ректоров. Предыдущие проходили в США, Финляндии, Норвегии, Канаде.
Для успешного международного арктического сотрудничества требуются специалисты в различных отраслях, знакомые со спецификой региона, учитывающие его особенности в своей теоретической и практической работе. Университет Арктики призван решить вопрос по подготовке таких кадров.
Значение этой работы и влияние на развитие северных регионов России таких проектов, как «Севморпуть» и «Белкомур», отметил в своем приветственном слове губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
- Новый этап развития Севморпути как транспортного коридора национального значения, модернизация его инфраструктуры являются ключевыми для российской политики в Арктике, - заявил глава региона. - Не менее важное значение для всех северных регионов России играет Белкомур, связывающий экономику Урала и Сибири с арктической зоной. Осуществление такой масштабной стратегии в арктическом пространстве требует опережающей исследовательской поддержки, новых технологических разработок и высококвалифицированных кадров.
Важную роль Севморпути как для России, так и для международного сотрудничества в Арктике подчеркнул и Антон Васильев, посол по особым поручениям МИД РФ.
- Освоение Севморпути - это мощный фактор в социально-экономическом развитии российской Арктики, в создании точек роста на Крайнем Севере, в том числе в комбинации с освоением углеводородов в этом регионе, - уверен посол. - А расширение международного транзита по Северному морскому пути может со временем стать фактором мировой экономики и геополитики, новым стимулом сотрудничества как арктических, так и неарктических государств. Главное, что Севморпуть - это фактор мира, а не конфликта.
Участники форума представили национальные стратегии в Арктике, обсудили перспективы международного сотрудничества в выстраивании логистической инфраструктуры региона.
В частности, о возможностях развития судоходства в условиях Арктики рассказал заместитель генерального директора по развитию ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский.
- Опыт нашей работы показывает, что в условиях Арктики суда могут двигаться со средней скорость мирового судоходства - 12 узлов, - отметил Станислав Головинский. - Поэтому можно утверждать, что ледовая обстановка в этом регионе позволяет развивать коммерческое судоходство.
Участники форума рассмотрели аспекты международного научного взаимодействия в проведении исследований с целью развития Арктического региона, затронули вопросы безопасности при плавании по Севморпути, предупреждения и ликвидации ЧС в полярных условиях.