Уже в сентябре любой человек может получить полный доступ к информации о формировании инвестпрограмм и, соответственно, тарифов естественных монополий. Благодаря специальной системе контроля потребители смогут изучать и инициировать пересмотр инвестиционных расходов «Россетей», РЖД, «Газпрома» и других компаний. Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов, на чьей площадке формируются предложения по контролю, считает важным введение принципа состязательности: теперь потребители смогут оспорить любой «лишний» инвестпроект.
В соответствии с поручением премьер-министра, до 15 августа министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов должен представить в правительство предложения по внедрению системы общественного контроля за инвестпрограммами естественных монополий. О необходимости такого механизма говорил Владимир Путин. В мае на встрече с предпринимателями президент заявил, что «любой гражданин имеет право знать, куда и на каких условиях вкладывает средства та или иная инфраструктурная монополия».
Для подготовки предложений была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Минэкономразвития, профильных министерств, бизнеса и потребителей, рассказал РБК daily Михаил Абызов. Пока единого видения модели контроля у участников дискуссии нет, но большинство из них поддерживает следующую схему. При каждой естественной монополии создаётся специальный комитет по инвестициям, куда войдут представители потребителей. Он станет корпоративной площадкой для обсуждения инвестпрограммы. Комитет по инвестициям проводит технологический и ценовой аудит, то есть делает анализ возможных технических решений и оценивает их стоимость.
Затем инвестпрограмма, а также все замечания к ней и результаты аудита вывешиваются на портале gosuslugi.ru - здесь может развернуться широкое общественное обсуждение. После этого она передаётся в министерства, где её рассматривает межведомственная рабочая группа. В нее войдут представители ФАС, Минэкономразвития, Минпрома, ФСТ, а также специального «министерского» совета потребителей (советы будут созданы при Минтрансе, Минэнерго, Минсвязи и ФСТ). В случае рассмотрения инвестпрограмм энергетических компаний («Российские сети») в обсуждении также будет участвовать регулятор отрасли - НП «Совет рынка».
Предполагается, что все участники дискуссии на уровне министерств, кроме потребителей, будут иметь право вето. Если достигнут консенсус, инвестпрограмма отправляется на окончательное утверждение. «Но если потребители высказывают консолидированную позицию о том, что их мнение не учтено и разногласия носят масштабный характер, они могут оспорить инвестпрограмму на следующей по рангу площадке - в правительственной комиссии», - рассказывает г-н Абызов. Пока это предложение потребителей и будет ли правкомиссия последним звеном в цепочке, станет понятно после решения правительства, подчеркивает он.
Председатель НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев заверил РБК daily, что механизм позволит решать споры и объективно рассматривать все точки зрения. «Если утверждение инвестпрограммы оставить на уровне отраслевого министерства, возникнет конфликт интересов. Любое министерство ведь, по сути, выступает лоббистом отрасли», - говорит г-н Киселев.
Господин Абызов замечает, что пока большинство участников дискуссии сходятся во мнении, что правкомиссия необходима. Так считает и источник, близкий к правительству. По его мнению, правительственная комиссия может быть единственным работающим механизмом «арбитража», так как работает по очень жестким регламентам. Наиболее вероятной кандидатурой на пост главы правкомиссии называют вице-премьера Игоря Шувалова.
Главными плюсами нового механизма инвестпрограммы Михаил Абызов называет принцип состязательности: потребители получат доступ ко всей необходимой информации и смогут отстаивать собственные инвестиционные решения; прозрачности процесса составления инвестпрограмм, а также новый уровень ответственности госмонополий.
Следующим шагом станет закрепление за естественными монополиями чёткой ответственности за неисполнение инвестпрограмм. Эти правила будут приняты позже. Пока потребители предлагают установить персональную ответственность (чтобы выполнение инвестпроектов учитывалось при оценке эффективности менеджмента компании) и материальную, но конкретной схемы нет.
В будущем также будут рассмотрены и принципы включения объектов в инвестпрограммы. Например, НП «Сообщество потребителей энергии» предлагает установить несколько ступеней «пропуска» проекта в программу. Первый - если проект повышает эффективность всей энергосистемы. Тогда ему придется пройти специальный тест, известный в США как Cost-benefit test или Regulatory investment test. Если же проект изначально неэффективен, но повысит надежность энергосистемы, нужно, чтобы это подтвердил специальный совет по надежности. Ну а если инвестиции будут полезны конкретным потребителям одного региона - значит, объект надо строить за их счет. Но в этом случае проектные решения необходимо направить на независимую экспертизу. «Предложения потребителей вполне разумны, но будут они приняты или нет - покажет дальнейшее обсуждение», - отмечает Михаил Абызов.
Министр не исключает, что в будущем в схеме контроля может поменяться конечное звено. Госдума уже рассматривает проект Кодекса административного судопроизводства, который может позволить предпринимателям оспаривать инвестрешения во внесудебных административных инстанциях, как это делается на Западе. Однако об этом пока рано говорить, добавляет Михаил Абызов.
В «Российских сетях», инвестпрограмму которых потребители традиционно горячо критикуют, будущей системы общественного контроля не боятся. «Данная форма контроля позволит определить проблемные вопросы взаимодействия наших дочерних компаний с различными группами потребителей. А это положительно скажется на результатах оказания услуг и взаимодействия с потребителями», - рассказал РБК daily представитель компании. По его словам, решения советов потребителей будут способствовать только оптимизации и повышению эффективности работы компании.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что схема контроля, предложенная разработчиками, вполне типична. «По такой же схеме обсуждаются и другие энергетические вопросы, например модель рынка. Однако главное не схема, а то, как будет в ней организована работа», - говорит эксперт. Он надеется, что разработчики учтут лучшую практику, которой пользуются ведомства при разработке дорожных карт. «Там есть рабочая группа при министерстве, и хотя у нее нет прямых полномочий по наложению права вето на какие-то инициативы, министерство не принимает решений, с которыми не согласны ее эксперты», - рассказывает Сергей Пикин. Еще одним плюсом схемы он называет наличие фактически только двух заинтересованных сторон обсуждения - монополию и потребителя - вместо многоступенчатого обсуждения. Дискуссия должна получиться короткой и содержательной, надеется он.