Северный флот получит погодный «Якорь» для крейсера «Адмирал Кузнецов»

Автономные метеорологические комплексы (опытно-конструкторская разработка «Якорь»), способные выдать точный прогноз погоды, начнут поступать на Северный и Тихоокеанский флота через год. Именно там планируется развернуть две авианосные ударные группировки, службу которых и будет обеспечивать новая метеосистема.

К единственному российскому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», базирующемуся на Севере, в 2018 году должен добавиться новый перспективный тяжелый авианесущий крейсер на Дальнем Востоке.

- Своевременный и качественный учет надежных данных о фактическом и ожидаемом состоянии метеорологической и гидрологической обстановки может повысить эффективность боевых действий на 20-30%, способствовать скрытному развертыванию сил и внезапному применению оружия, - рассказал «Известиям» кандидат технических наук Виктор Галахов. - Об этом убедительно свидетельствует опыт всех последних войн, происходивших на море.

Разработка комплексной автоматизированной метеорологической системы для кораблей с авиационным вооружением (самолеты и вертолеты) началась еще в конце 1990-х годов. Получить новый метеокомплекс ВМФ может уже в 2014 году. На проведение опытно-конструкторских работ, заказчиком которых выступает Министерство обороны России, из федерального бюджета выделено 95,1 млн рублей. Всего планируется выпустить 14 комплектов комплекса сроком эксплуатации 15 лет.

Перспективная гидрометеосистема включает в себя пять связанных в цепь модулей, управляемых единым программно-аппаратным средством. Информация о состоянии воды и движениях воздуха будет поступать с надводных, подводных, береговых и корабельных датчиков. Подсистемы комплекса будут собирать данные о скорости и направлении ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении, температуре и электропроводимости воды, скорости, направлении и давлении поверхностных масс воды, а также о волнении моря. Передача данных со всех подсистем будет осуществляться при помощи УКВ-связи, GSM и спутниковых модемов в центральный модуль системы.

Блоки автономного питания подсистем ПИГМА (подсистема измерительная гидрометеорологическая автономная) позволят эксплуатировать их в автономном режиме до семи месяцев. В течение этого же времени все поступающие данные будут храниться на сервере гидрометцентров.

ПИГМА-1 представляет собой поверхностный буй, оснащенный мачтой, датчиками скорости и направления ветра, температуры воздуха и атмосферного давления. Подводный (до 50 м) блок подсистемы оснастят датчиками электрической проводимости и температуры воды, гидростатического давления, скорости и направления течения. Буй будет иметь отцепляемый якорь и проблесковый маяк, запускающийся в темное время суток.

Управление буем будет осуществляться с корабельного модуля. ПИГМА-2 отличается наличием приводного двигателя и глубиной погружения подводного блока - притопленный буй раз в сутки погружается на глубину до 300 м. Анализируются те же параметры, только на большей глубине.

Метеомачта ПИГМА-3 будет устанавливаться на берегу и оснащаться средствами молнезащиты. Она предназначена для передачи в центр информации о скорости и направлении ветра, температуре, относительной влажности воздуха и атмосферном давлении. На кораблях ВМФ для сбора информации с автономных подсистем, а также для контроля работоспособности датчиков расположится ППИ-1 (подсистема получения информации).

С помощью радиоканала подсистемы возможно произвести отцепку якоря буев ПИГМА, кроме того, ППИ-1 оснастят гидрологическим зондом.

Роль головного модуля комплекса выполнит ППИ-2. Полученная с автономных и корабельных подсистем информация будет использована для прогнозирования поведения окружающей среды. Математическая модель «Гидрометеонаблюдатель» разрабатывается для вычисления скорости и направления глубинного течения, плотности и солености воды, скорости распространения в ней звука, а также величины изменения атмосферного давления за последние 3 часа.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:25Почти 18 тысяч за салфетку из «Мака» — но за коллекционным предметом придется отправиться в тур по Баренцевому морю

18:17Подарок к Новому году — адаптацию «Карнавальной ночи» Рязанова покажут на сцене Мурманского драмтеатра

17:33В одной из музыкальных школ Мурманска появилась редкая флейта

16:25Объявили охоту на воробьев? — В аэропорту Мурманска закрыли старый терминал

16:19Завершился второй соревновательный день «Хибинской гонки — 2025»

16:00Безработный мурманчанин украл у матери телевизор, чтобы рассчитаться с долгами

15:45В Мурманской области школьников учат управлять дронами

15:14Кологривый приехал в Мурманск, обнимался в терминале с гидом

15:07Пьяный скандал в Оленгорском баре: женщине изрезали лицо винным бокалом

14:50В Музее Полярного можно почувствовать себя настоящим моряком

14:00Жительницу Мурманска подозревают в систематической торговле «солями»

13:44Прокатили на капоте: в Апатитах борец за справедливость чуть не попал под колеса продавцов «озанаторов за 30 тыс»

03:46Самый полный гороскоп для Скорпионов на 2026 год: придётся убедиться, что короткий путь к целям — прямой

02:45Телефонные мошенники: как их можно вычислить на раз-два — на что обратить внимание

02:03Ищут умного, а под венец бегут с красивым: учёным удалось разгадать женскую логику

01:46Самый полный гороскоп для Весов на 2026 год: беготня за 2 зайцами бесполезна — ни одного не поймают, только людей посмешат

01:09Станет украшением новогоднего стола: «Грибное лукошко» понравится даже Огненной лошади — вкусный и простой салат

00:45Поддельный алкоголь в России: он может появиться даже в крупных торговых сетях — как он туда попадает

Все новости