В июле 2013 года численность экономически активного населения России сократилась на 0,1% год к году, безработица составила 5,3% от экономически активного населения, снизившись в годовом измерении на 0,1%.
Несмотря на готовность Минэкономики уже сейчас бороться с возможным всплеском безработицы из-за промышленной стагнации, она, по оценкам экспертов, остается на «теоретическом минимуме». Скорее всего, правительству в ближайшее время не придется искать населению занятие - напротив, отсутствие свободных рабочих рук станет главным препятствием для политики «нового роста».
Согласно опубликованным в минувшую пятницу данным Росстата, уровень безработицы в июле 2013 года достиг 5,3% - это на 0,1% меньше, чем в июне этого года, без учета сезонного фактора. Формально безработица в России продолжает снижаться - в июле 2012 года она составляла 5,4%. Впрочем, уровни безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) измеряются не от общей численности населения, а от экономически активного населения: оно сократилось за год на 0,6 млн человек.
Численность экономически активного населения составила 75,8 млн человек, из них 4 млн, по критериям МОТ, являются безработными. Из них доля женщин составила 43,8%. 66,1% ищущих работу были городскими жителями, уровень безработицы среди сельского населения в 1,6 раза выше, чем среди городского. Лишь 40,8% ищут работу не более трех месяцев. Средний возраст безработных составил 34,3 года, треть из них не имеет опыта работы. Самый низкий уровень безработицы традиционно отмечается в Центральном округе и в двух крупнейших городах - Москве и Санкт-Петербурге, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Общая численность безработных в 4,2 раза превышает количество официально ищущих работу. На учете в государственных службах занятости на конец 2013 года состояло 945 тыс. человек - это на 2,6% меньше, чем в июне этого года и на 13% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Последнее, впрочем, отчасти связано скорее с постоянно девальвирующимся уровнем пособия по безработице. Не используя службы занятости, искали работу 72% безработных - большинство предпочитало помощь друзей и родственников. Еще треть для этого обратились к СМИ и Интернету.
Рост напряженности ситуации на рынке труда, напомним, оценивался экспертами как растущий с весны 2013 года, причем макроэкономисты связывали ее со стагнацией в промышленном секторе - снижение инвестиций в основной капитал с начала 2014 года.
Продолжающееся снижение экономически активного населения на фоне стабильного объема доходов вполне коррелирует со спадом в промпроизводстве.
Впрочем, данные обследования Росстата ставят под сомнение перспективы снятия напряженности на рынке труда вследствие стагнации. В пользу большего числа ищущих работу, снижения давления на работодателя в сторону роста оплаты труда и появления новых ресурсов играют слишком слабые и нестабильные факторы, тогда как против - продолжающиеся не менее чем десятилетие более сильные тренды: стабильная численность населения и его старение, избыточная занятость в ряде секторов экономики (в том числе в госуправлении), изъятие с рынка труда рабочей силы молодых возрастов в силу роста популярности высшего образования.
При этом в отличие от 2005-2009 годов проблемы на рынке труда уже вряд ли могут быть закрыты ростом внешней и внутренней миграции. Между тем обнародованная на этой неделе трехлетняя программа Минэкономики по поддержке малого предпринимательства как раз ориентируется на рост структурной безработицы.
При этом Минэкономики в своих прогнозах ориентируется на высвобождение рабочих мест не только вследствие стагнации в промышленности, но и из-за замещения существующих рабочих мест высокотехнологичными производствами - это невозможно без инвестиционного всплеска. В нынешней конструкции экономики РФ при этом инвестбум в отдельных секторах достаточно неплохо «транслируется» через налоговое перераспределение в компенсирующее снижение конкурентоспособности секторов увеличение зарплат в бюджетозависимых секторах экономики.
Там процесс «защиты» продолжается. Так, Фонд обязательного медицинского страхования вчера отчитался о продолжении роста зарплат медработников (рост за семь месяцев на 12,9% к среднегодовым значениям 2012 года). Росстат, в свою очередь, опубликовал сводку о росте зарплат в федеральных министерствах - он составил за полгода 19,9%.
При этом, несмотря на готовность Белого дома заниматься «борьбой с будущей безработицей» уже сейчас, экономисты настаивают на том, что текущая промышленная стагнация не изменяет ситуации, при которой безработица в РФ сейчас находится «в области теоретического минимума» - так, например, полагает Александра Полякова из Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы - и останется там достаточно долго, сама по себе ограничивая возможности роста.
Будущий вклад спада в безработицу экономисты оценивают, исходя из масштаба ее летнего роста, весьма скромно. По мнению Игоря Полякова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в третьем квартале этого года уровень безработицы, скорее всего, несколько снизится. В четвертом квартале в связи со стагнацией в промышленном секторе он может вырасти до 5,5%, а в первом квартале 2014 года из-за реструктуризации в промышленном секторе уровень безработицы может возрасти до 5,8%.
Согласно прогнозам Александры Поляковой, во втором полугодии 2013 года показатель безработицы сложится в интервале 5,2-5,4%.
Пока ни один аналитик не предсказывает рост безработицы в 2014 году до уровней, существенно превышающих 6% - это эквивалентно появлению на рынке труда не более 1 млн человек даже с учетом возможного роста численности экономически активного населения.