Минфин предлагает отменить субсидии для железнодорожных перевозок пассажиров на маршрутах протяженностью более 1500 км, говорится в проекте доклада об эффективности расходов федерального бюджета, который ведомство планирует представить президенту Владимиру Путину в сентябре (текст есть у «Ведомостей»). Дело в том, что на таких больших расстояниях пассажиры меньше пользуются поездами, предпочитая самолеты, объясняют авторы доклада. Если субсидии сократятся, пассажиры еще чаще будут пользоваться самолетами на расстояниях более 1500 км. За таких пассажиров будет соревноваться больше авиакомпаний, а конкуренция между ними обеспечит снижение стоимости поездок, резюмируют эксперты.
Пассажирские перевозки на поездах дальнего следования убыточны, следует из отчета РЖД по МСФО за 2012 г. В прошлом году убыток компании от этого вида перевозок сократился на 15%, но все равно составил гигантскую сумму - 18,7 млрд руб. (при выручке в 183,9 млрд руб.). Такими убытками и продиктованы госсубсидии пассажирских перевозок: в 2012 г. государство выделило на эти цели 30 млрд руб., в 2011 г. - 27,8 млрд руб., в 2009 г. - 36 млрд руб. В 2013 г. размер субсидий планируется сократить более чем в 2 раза до 14,8 млрд руб., хотя РЖД просила 36,2 млрд руб.
Весной Минфин предлагал перенаправить 5 млрд руб. из субсидий на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на авиаперевозки. Но с тех пор от этой идеи отказались, говорит чиновник Минфина. Вместо этого министерство хочет отменить или реструктурировать субсидии на перелеты. Однако это предложение еще необходимо доработать, подчеркивается в проекте доклада Минфина. В случае его реализации в 2014-2016 гг. бюджет сможет сэкономить 11,5 млрд руб., говорится в документе. Сейчас государство субсидирует перелеты лишь на Дальний Восток и в Калининградскую область.
Еще одно предложение Минфина - изменить механизм расчета субсидии для авиаперевозок: выплачивать ее не на пассажира, а на рейс целиком. Срок предоставления такой субсидии - два года.
На расстоянии от 1500 км субсидируются перевозки в плацкартных вагонах, напоминает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Если эти субсидии отменить, жителям Дальнего Востока и Сибири придется тратить деньги на купе или самолет, а это в несколько раз дороже, чем билет в плацкартном вагоне, уверяет он. Средняя стоимость авиабилета Москва - Владивосток - 13 000 руб., цена железнодорожного билета в купе - 16 000 руб., в плацкарте - около 9000 руб.
В докладе президенту перечислены и способы повышения рентабельности пассажирских перевозок на маршрутах протяженностью до 1500 км. Среди них - увеличение загруженности пассажирских поездов на маршрутах с высоким уровнем пассажиропотока и замена плацкартных и купейных вагонов на двухэтажные и сидячие (на расстояния до 500 км). Повысить рентабельность пассажирских перевозок авторы документа предлагают путем оптимизации расходов на их организацию.