Минимальное количество депутатов, которые избираются в заксобрания субъектов РФ по партспискам, может быть снижено с 50% до 25%. Соответствующие поправки комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендовал принять в первом чтении уже 10 сентября на первом заседании нижней палаты. Эксперты отмечают, что это снизит влияние на местные выборы партий и их федеральных лидеров, а власть получит преимущество за счет победы лояльных кандидатов в одномандатных округах.
Принцип проведения выборов в регионах накануне думских каникул предложил изменить глава комитета Совета Федерации Андрей Клишас. Сейчас не менее половины депутатов в заксобраниях регионов должны избираться по пропорциональной системе, то есть по партспискам. Сенатор предложил сократить эту долю до 25% так, чтобы по решению субъекта РФ остальные депутаты могли избираться по мажоритарной системе, то есть в одномандатных округах. Вчера думский комитет по конституционному законодательству, в котором большинство у единороссов, предложил принять законопроект в первом чтении.
Власть столкнулась с риском получить новые партийные проекты с реальными лидерами, считает политолог Александр Кынев, поэтому и предпринимается попытка «снизить долю идеологизированного голосования и влияние федеральных харизматиков». При новых правилах «партии будут вынуждены бегать за перспективными кандидатами», отмечает эксперт.
В заксобраниях субъектов РФ может быть от 15 до 110 депутатов (в зависимости от количества избирателей). Именно за счет одномандатников, которые избирались при помощи административного ресурса, «Единая Россия» до сих пор получала большинство даже в неудачных для себя регионах, напомнил «Ъ» политолог Ростислав Туровский. Поправки, объясняет он, будут подстраховкой, если ситуация в регионах станет хуже: «Они решают конъюнктурную задачу - обеспечить доминирование партии власти, как бы она не называлась». Для выдвижения формально не связанных с «Единой Россией» и властью кандидатов в одномандатных округах может пригодиться и президентское движение «Народный фронт - За Россию!». Уже 5 сентября будут поданы документы для его официальной регистрации в Минюсте.
При этом эксперты отмечают риски, которые могут возникнуть и для центральной власти. Завкафедрой права МФТИ Борис Надеждин считает иллюзорной цель контролировать всех одномандатников. В возникшую нишу, по прогнозу эксперта, устремятся «местные харизматики, «олигархи», ориентирующиеся на региональную элиту, а не на Москву, которая ничего гарантировать не может». «Контроль частично может быть утрачен, особенно в регионах, где развита бизнес-среда», - считает и Ростислав Туровский.
Другая часть законопроекта Андрея Клишаса фактически нивелирует поправки, ранее принятые по инициативе президента Дмитрия Медведева - о смешанной системе выборов в представительные органы муниципальных образований, где насчитывается не менее 20 депутатов. Как объяснял господин Медведев в послании Федеральному собранию, «политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями».
Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт заявил, что на муниципальном уровне «не тот масштаб задач, которые решаются через партийный механизм», а идея перевести местные выборы на смешанную систему нужна была, чтобы «встроить местное самоуправление в вертикаль госвласти». При этом ликвидация здесь партийной составляющей после возвращения выборов губернаторов будет иметь и обратный эффект, отмечает Александр Кынев: «Она превратит муниципальный фильтр в шлагбаум».