Не дождавшись окончания каникул, зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества вынес на общественное обсуждение новую инициативу.
Поправки в ст. 293 УК касаются тех должностных лиц, которые халатно относятся к выполнению своих обязанностей, "создавая тем самым благоприятные условия для террористов", комментирует автор поправок. По словам Константина Добрынина, как раз в созданных чьей-то служебной халатностью благоприятных условиях зачастую и совершается теракт.
В соответствии с поправками госслужащие, с чьего попустительства произошла катастрофа, должны подлежать не только уголовному наказанию, но и пожизненно лишаться права занимать госдолжность. Также им грозит лишение разного рода званий, классного чина и госнаград. По словам сенатора, при наличии вины "за подобные деяния надо повышенно привлекать к ответственности и работников правоохранительных органов, и госслужащих, и должностных лиц".
- Позади три теракта в Волгограде, впереди Олимпиада в Сочи, и если мы можем помочь в борьбе с террором юридическим подходом, а не яркими и экспрессивными заявлениями, то давайте это сделаем - и сделаем сообща, - добавляет Добрынин.
"Юридический подход" предполагает введение в статью "Халатность" специального квалифицирующего признака - "попустительство" терроризму. Сегодня оно пока не рассматривается в УК как самостоятельный состав преступления.
Госслужащие, с чьего попустительства произошла катастрофа, должны подлежать не только уголовному наказанию, но и пожизненно лишаться права занимать госдолжность
- Попустительство самостоятельно вменять практически нельзя, но наша идея в том, чтобы организовать самостоятельный состав, - комментирует свою инициативу сенатор. - Надо не вменять последствия - "гибель многих людей", где не доказать причинно-следственную связь, а состав - "сопряженное с попустительством преступление террористической направленности".
Автор инициативы понимает, что его предложения требуют дополнительного обсуждения: "Поправки - это не аксиома, но предложение профессиональному сообществу быстрой и профессиональной дискуссии". Например, предстоит определить, что такое "общественный долг". Ведь по идее в "попустители" террористов можно, при желании, записать огромный круг лиц.
Эта возможность широкой трактовки уже вызвала сомнения у члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Бориса Резника.
"Вот в Волгоградской области какую несет ответственность губернатор и его помощники? Можно, конечно, сказать, что они "попустительствовали", коль скоро три раза подряд случились теракты, - считает депутат. - Но если посмотреть, их вина здесь непрямая, нет никакого прямого умысла, они же сами страдают наверняка от того, что это произошло в их области".
По его словам, изобретать новые антитеррористические меры "надо без эмоций, без истерик и без перегибов".
"От 7 до 15 лет тюрьмы - здесь вопрос: за что? - сомневается Резник. - За то, что какой-то государственный служащий работает на террористов, сознательно содействует терроризму, можно и более суровые меры вводить. Если это халатность, то другой с него спрос, и подменять такими предложениями повседневную оперативную агентурную работу, которая единственная может дать эффект в борьбе с терроризмом, я думаю, неправильно".