Мигранты, приговоренные к выдворению из России, содержатся в "нечеловеческих условиях" - причем права на выезд на родину они нередко ждут годами. К такому выводу пришел вчера президентский Совет по правам человека. Правозащитники сформулировали рекомендации, как сделать систему выдворения из страны цивилизованной. Правда, в ФМС отнеслись к советам скептически.
- С международно-правовой точки зрения у нас все хорошо - все конвенции подписали, законодательные обязательства приняли, - начал заседание с участием представителей ФМС и МВД глава Совета Михаил Федотов. - А на практике - совсем другое.
Как содержатся приговоренные к выдворению из Москвы, собравшихся проинформировал правозащитник Александр Куликовский. Вместе с членом СПЧ Андреем Бабушкиным он собрал "фотодоказательства" унижения приезжих после задержания. На одной из фотографий - мигранта бьют по ногам, на другой - забитая под завязку камера в отделении полиции по району Басманный. Рядом, свидетельствует правозащитник, еще одна такая же камера, только пустая. Как это можно расценить?
На других фотографиях - Центр содержания иностранных граждан (ЦСИГ) в Москве. Грязная занавеска отделяет импровизированный туалет от комнаты. "Везде грибок, на окнах - толстый слой льда, а с потолка течет вода", - перечисляет правозащитник. Некоторые задержанные находятся в таких условиях более года.
Члены СПЧ обнаружили в ЦСИГе трех вьетнамских девушек с одним судебным делом на троих. Даже имя, фамилия и дата рождения у вьетнамок оказались одинаковыми.
"Сотрудников ФМС, прокуратуру Москвы эта ситуация не смущала, - сообщил Куликовский. - Лишь когда Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин написал по этому поводу обращение, стали разбираться. Выяснилось, что в полиции, чтобы не морочиться, два раза скопировали одно и то же решение суда".
В столичном ЦСИГе и впрямь, мягко говоря, плохие условия, подтвердил Федотов. К тому же он переполнен - так что приезжих, по словам главы СПЧ, приходится держать при отделениях полиции, где условий "нет вообще никаких".
"А между тем эти люди, по закону, не являются даже административно задержанными", - возмущается Федотов. Из рекомендаций СПЧ - принять меры по возвращению на родину всех, находящихся в ЦСИГ более трех месяцев. А также проверить камеры центра на соблюдение санитарных норм.
"Вот вы говорите, вьетнамцы по полгода сидят, ждут выезда, - отреагировал замдиректора ФМС Николай Смородин. - А мы их не можем выдворить - не установлены личности! Не пришел ответ из посольства о проведенной по их документам проверке".
"Решение суда-то есть - вот и выдворяйте", - посоветовали правозащитники. "Выдворить можно, но там их не примут! "- возражал представитель ФМС.
Зачем вообще доводить до таких ситуаций, когда люди месяцами ждут в неподходящих условиях решения суда? Выразив на эту тему возмущение, СПЧ посоветовал судебной системе принимать как можно меньше решений о выдворении. Лучше штрафовать нарушителей.
- Надо возвратить ранее существовавшее в КоАП положение, при котором за незначительные правонарушения иностранцы подлежат штрафу без выдворения, - считают в СПЧ.
Доходит до того, что мигрантов, что называется, автоматически выдворяют на основании сведений из компьютерных баз данных, согласен еще один участник заседания, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Михаил Федотов привел другие примеры "бардака" - незаконно приговаривают к выдворению за нахождение без регистрации на территории России в течение всего 7 дней.
Выдворяют даже граждан союзной Белоруссии. Пройдя по кругу, выдворяемый опять возвращается в нашу страну. "Получается, мы оплачиваем ему поездку домой", - недоволен Федотов.
В России - проблемы не только с выездом, но и с въездом, говорили участники заседания. Такие сложности возникли у художественного руководителя московского Театра Маяковского Миндаугаса Карбаускиса. По словам главы СПЧ, он не мог попасть в Россию, несмотря на то, что у него есть вид на жительство.
Деятелю культуры был запрещен въезд в Россию до конца 2015 года за административные нарушения. "Его въезда добиться удалось, но так же невозможно работать, - считает Федотов. - Нельзя в ручном режиме решать проблему каждого отдельного человека".