МВД опубликовало законопроект, вводящий наказание для домашних дебоширов. Кто вздумает буянить в своих или чужих четырех стенах, попадет под статью "мелкое хулиганство".
Это административное правонарушение, и кара, соответственно, будет небольшой. Но главное, теперь станет возможным призвать к ответу многочисленных домашних тиранов и буйных соседей. Для этого проект предлагает расширить в Кодексе об административных правонарушениях объективный состав статьи "мелкое хулиганство".
Как поясняют разработчики проекта, сейчас в законе есть правовой пробел, затрудняющий "в настоящее время привлечение к административной ответственности за действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов".
Иными словами, под мелким хулиганством на практике понимается буйство в общественных местах - на улицах, в магазинах, кафе и прочее. Если же кто-то пьет и громко ругается дома, он вроде как в своем личном пространстве, и сделать с ним практически ничего нельзя.
Теперь трактовать мелкое хулиганство предлагается так: это "оскорбительное приставание к гражданам, нецензурная брань или другие умышленные действия, выражающие явное неуважение к личности и (или) обществу, нарушающие общественный порядок и (или) спокойствие граждан, а равно сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества".
Вроде бы про родной дом ни слова, однако слово "спокойствие" как раз указывает на то, что тревожить нельзя теперь даже тех, кто живет рядом: родных и соседей.
Важная деталь: законопроект разработан по поручению правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому особо подчеркивается, что будущий закон призван взять под защиту детей.
Некоторые эксперты, правда, опасаются, что в теории под горячую руку закона могут попасть отцы, накричавшие на ребенка из-за невыученных уроков, или матери, разбившие в сердцах тарелку. Не станут ли чиновники активно вмешиваться во внутренние дела семьи?
Напомним, как уже писала "РГ", попытки введения так называемой ювенальной юстиции (под которой в данном случае подразумевается активное вмешательство органов опеки в дела семей) вызвали в обществе жаркие споры и стойкую неприязнь.
Однако предлагаемые изменения сами по себе не делают шаг в сторону пресловутой ювенальной юстиции. Скорее они дают дополнительную возможность соседям и "подданным" семейного тирана пожаловаться в полицию.
"По разным данным насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, - рассказывает "РГ" юрист Виктория Пашкова. - Привлечь в настоящее время домашних дебоширов к ответственности практически невозможно, тем более соседям, так как семейные конфликты под статью хулиганство формально не попадают, а применение иных норм об ответственности возможно только по заявлению самих пострадавших, ведь такие семейные конфликты - дела частного обвинения. И хотя часто правонарушение, и даже преступление налицо, ребенок по разным причинам не может обратиться в полицию, а матери предпочитают терпеть. Поэтому латентность таких преступлений очень высока".
По ее словам, законодательство РФ закрепляет ответственность взрослых за те или иные противоправные действия в отношении детей, в том числе побои. Однако эти нормы содержатся в разных нормативных актах и не подпадают под единую концепцию, что затрудняет их применение, особенно в совокупности.
"Другой отрицательной чертой российского законодательства является отсутствие в нем четкого и единого определения понятия "жестокое обращение" применительно к детям", говорит она. Совершенно неясно, является ли наказание ребенка ремнем или постановкой в угол - "плохим обращением" с ним?
"Между тем нужно понимать, что в большинстве случаев, когда мы говорим о жестоком обращении с ребенком, мы имеем в виду, прежде всего, чрезмерно суровое, неадекватное характеру поступка воздействие на него, например побои, истязания и другие, - говорит юрист Виктория Пашкова. - Жестокое обращение должно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (которое должно носить систематический характер действий или бездействия). И хотя часто преступление налицо, ребенок по разным причинам не может обратиться в полицию. Поэтому латентность таких преступлений очень высока. Судебная практика показывает, что по ст. 156 УК РФ привлечение к ответственности затруднительно и не всегда представляется возможным. Что касается применения ст. 5.35. КоАП РФ, то на комиссиях по делам несовершеннолетних родителей достаточно часто привлекают к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, что впоследствии может стать основой для лишения родительских прав или ограничения в них. Соответственно, вместо того, чтобы расширять практику применения ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство) на случаи домашнего насилия, лучше дорабатывать уже имеющиеся нормы".
По некоторым разным, ежегодно избиваются родителями около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Для многих из них дело семейные встряски заканчиваются смертью. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей (по данным некоторых правозащитников).
Между тем насилие часто начинается с оскорблений и унижений. Если закон будет принят, правоохранители смогут прийти людям на помощь уже на этой стадии, не дожидаясь, пока дело не дошло до крови.
"Своевременно не пресекаемые нарушения спокойствия и тишины граждан в форме громкой нецензурной брани, шумного распития спиртных напитков и т.п. зачастую являются предпосылкой к более опасным противоправным проявлениям", уверяют разработчики законопроекта.
По мнению же Виктории Пашковой, необходимо также говорить о принятии и других мер по борьбе с домашним насилием. Например, по ее словам необходимо принять федеральный закон о мерах правовой и социальной защиты пострадавших от насилия в семье.
Кстати, недавно и Верховный суд России напомнил о праве женщин на защиту от бытового насилия. Правовые позиции некоторых международных конвенций, которые Россия обязалась соблюдать, как раз требуют создания подобной защиты женщин от домашнего насилия.
Также Виктория Пашкова предлагает исключить преступления, совершенные в семье, из категории дел частного обвинения, и перевести их в категорию дел публичного обвинения и возобновить практику принудительного лечения от алкоголизма и наркомании (особенно в случаях систематических жалоб со стороны близких).
Скажем, если человек регулярно привлекается за мелкое хулиганство в семейном кругу, это тоже станет поводом поставить вопрос о его возможном лечении. Однако пока это только идея.