Тротуарное покрытие на основе резиновой крошки вошло в перечень инновационной продукции, которую планирует закупать город. Об этом «Известиям» рассказали в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства.
Покрытие, на которое, как утверждается, можно без вреда падать с высоты человеческого роста, будет использоваться на остановках и пешеходных дорожках.
Согласно правилам, не менее 5% городского заказа должна составить инновационная продукция. Перечень такой продукции регулярно публикует департамент науки. Согласно приказу департамента от 4 февраля, в этот список включено «тротуарное покрытие на основе резиновой крошки».
Как сообщили в департаменте, оно менее травмоопасно, чем асфальт. Его «безопасная высота падения» - до 140 см. К тому же покрытие «препятствует скольжению пешеходов, так как ледяная корка легко скалывается». Резиновые тротуары, как отмечается в приказе департамента, должны «обеспечить снижение травматизма среди пешеходов».
Как пояснил «Известиям» замруководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Григорий Сенченя, перечень инновационной продукции формируется на основе заявок органов исполнительной власти Москвы.
- Мы делаем экспертизу продукции, указанной в заявках, и в рамках этой экспертизы решаем, включать ее в перечень или нет, - сказал чиновник.
Если продукция не включается в перечень, департаменты всё равно могут ее закупать. Но вместе с тем они обязаны закупить и что-то из перечня.
- Это стимулирует департаменты искать новые решения и технологии, - добавил чиновник.
В департаменте ЖКХ и благоустройства не смогли оперативно ответить, в каких объемах планируется закупать резиновое покрытие для тротуаров. Сейчас покрытия с резиновой крошкой используются в городе на детских и спортивных площадках, на велодорожках и на ступенях метро.
Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко отметил, что пешеходные дорожки из резиновой крошки есть во многих странах Европы, например в Голландии.
- Там это обусловлено тем, что существует необходимость эффективной утилизации автомобильных шин, которых очень много в мире накопилось, - отметил эксперт. - Что касается необходимости самих покрытий из резиновой крошки, то пешеходы действительно на них меньше скользят, естественно, при условии, что их хорошо чистят. Если они покроются коркой льда, смысла в них никакого нет.
По словам Константина Трофименко, материал для резиновых покрытий - старые шины - «лежит огромными горами» на полигонах и заводах, специализирующихся на переработке, в Подмосковье. Сейчас на этом рынке работает до десятка компаний.
По словам муниципального депутата Пресненского района Елены Ткач, то покрытие из резиновой крошки, которое сейчас уложено в центре города, не делает жизнь горожан намного комфортнее.
- На ступеньках покрытие из резиновой крошки стирается очень быстро, буквально за месяц, - сказала Елена Ткач. - То, что с него легко скалывать снег и лед, это неправда. Детские площадки невозможно чистить, потому что лед остается, а если и скалывается, то вместе с покрытием.
К тому же у нас недавно была массовая замена асфальта на плитку, потом плитку на асфальт, потом асфальт заново перекладывали, когда тянули кабели для паркоматов. Если сейчас опять перекладывать покрытие на остановках, это будут необоснованные траты.
Руководитель велосипедного движения «Русвелос» Петр Дворянкин рассказал, что велосипедные дорожки из резиновой крошки убираются с разной эффективностью.
- Например, такую дорожку в Солнцево чистят ответственно, а на дорожке вдоль проспекта Вернадского можно встретить сугробы и лед.
Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Кирилл Данишевский отметил, что случаи, когда москвичи получают травмы, поскальзываясь на тротуарах, нельзя назвать единичными, но в «общей структуре травматизма они занимают небольшой процент».