"Бэби-боксы" доказали свою позитивную роль в России, несмотря на критику такой идеи, и стали дополнительным инструментом защиты детей.
Об этом свидетельствует анализ практики их применения в регионах России, рассказал ТАСС официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
"Окна жизни" не провоцируют отказ от детей
Центральный аппарат СК России проанализировал практику применения "бэби-боксов" ("окон жизни") - специально оборудованных при медицинских учреждениях мест, где можно анонимно оставить новорожденного ребенка, не подвергая его насилию и зная, что ребенку будет оказана профессиональная помощь, сообщил Владимир Маркин.
"Подобная практика уже есть в Ленинградской, Курской областях, Пермском, Ставропольском краях, - напомнил он. - Так, с ноября 2011 года на территории Пермского края организована работа трех "окон жизни", которые приняли пять новорожденных детей.
В этот период в регионе отмечено снижение числа преступлений, квалифицируемых по ст.106 УК РФ /убийство матерью новорожденного ребенка/. И если в 2010-2011 годах на территории края зарегистрировано девять таких преступлений, то в 2012-2013 годах - лишь четыре".
"В ряде регионов "бэби-боксы" существуют с 2012 года, но в них не оставлено ни одного ребенка. То есть массового анонимного отказа от детей не произошло", - подчеркнул представитель СК.
Шанс на жизнь
Он напомнил, что главная цель "бэби-боксов" - профилактика детоубийства.
"Жизнь ребенка в данном случае является безусловным приоритетом. В целом по России в 2014 году зарегистрировано 136 убийств детей в возрасте до одного года. Возможно, распространенность и шаговая доступность "бэби-боксов" позволит значительно сократить число таких фактов, - заметил Владимир Маркин. - При этом их оборудование и содержание не требует существенных материальных затрат и кадровых ресурсов. Также "бэби-боксы" призваны сократить количество фактов оставления детей в опасности".
Он напомнил, что нередки случаи, когда новорожденных оставляли у порога больницы, в подъездах с надеждой, что их обнаружат и спасут, но детей находили слишком поздно.
"Бэби-бокс" оставляет шанс и родителям
Сам проект, по оценке СК, позволяет родителям- отказникам уйти от самого худшего варианта отказа от детей и даже оставляет шанс восстановиться в родительских правах.
"Для родителей, желающих избавиться от ребенка, реальным стимулом оставить его именно в "бэби-боксе" является возможность сделать это в любое время, быстро, анонимно и при этом избежать уголовной ответственности. К тому же не исключается возможность для родителей вернуть ребенка, доказав путем ДНК-анализа свои права на него", - добавил Маркин.
"Даже если согласиться с доводами о том, что "бэби- боксы" могут спровоцировать много анонимных отказов от детей, необходимо учитывать, что отказываются именно от нежеланного ребенка", - напомнил Маркин. И здесь, по его словам, "закономерно возникает вопрос, насколько этому ребенку в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, а возможно, и эксплуатируют с целью зарабатывания денег". При этом, напомнил он, "у здоровых младенцев очень хорошие шансы быть усыновленными и воспитываться в хорошей, благополучной семье".
Без родителей - не значит без защиты закона
Представитель СК при этом признал, что опасения критиков этого проекта о том, что "бэби-боксы" могут способствовать торговле детьми либо безнаказанному анонимному оставлению детей, в отношении которых совершено преступление, "тоже обоснованны".
"Поэтому должна быть проработана система безопасности данных устройств, надлежащего контроля за поступлением таких детей и своевременной передачей информации об этом в органы опеки и попечительства. В любом случае при обнаружении ребенка с телесными повреждениями об этом факте сообщается в правоохранительные органы", - подчеркнул он.
"Но при оставлении в "бэби-боксе" такому ребенку быстрее окажут помощь. Таким образом, выше приведенные факты свидетельствуют о положительной практике существования "бэби-боксов", которые являются важным дополнительным инструментом защиты детей", - заключил Маркин.